Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Второе Христово Пришествие — это один из постулатов нашей веры, ведь о нём сказано в Символе веры: «Верую […] во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия […] вновь имеющего прийти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца». Конечно, наша вера строится не на догадках, предположениях, слухах и наших собственных устремлениях, её основа — Священное Писание, в первую очередь — Новый Завет. Однако в Новом Завете мы можем найти очень противоречивые упоминания Второго Христова Пришествия, и одно из таких непростых для понимания мест — 10-я глава Евангелия от Матфея, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 10.
23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
30у вас же и волосы на голове все сочтены;
31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Каждая строка только что прозвучавшего евангельского отрывка — это тема даже не для комментария на радио и не для книги, это тема для той духовной и интеллектуальной работы, которая может занять всю жизнь человека. Здесь мы услышали наставление Христа ученикам, которое касалось сразу нескольких важных тем: поведения во время гонений, соотношения апостолов и Христа, всеведения Бога, приоритета заботы о душе и промысла Божия о человеке. Конечно, это лишь самое поверхностное перечисление, если же начать вчитываться, то количество затронутых прозвучавшим евангельским отрывком тем кратно увеличится. В качестве примера можно привести первые строки этого отрывка, в них, наряду с повелением не задерживаться в городе в случае гонений, было сказано о том, что апостолы не успеют «обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий».
Стоит признать, что это евангельское утверждение довольно странное: во-первых, оно, если следовать хронологии Евангелия от Матфея, было произнесено задолго до Вознесения Христова, поэтому не совсем понятно куда именно и откуда «приидет Сын Человеческий»; во-вторых, если предположить, что речь идёт о времени после Вознесения Христова, то апостолы уже давно закончили обход израильских городов, а Христос так и не пришёл во второй раз, мы продолжаем Его ожидать.
Уже эта евангельская мысль вызывает вопросы и формирует новые темы для рассуждений, и в первую очередь нам стоит подумать о том, что же именно означает евангельское выражение «приидет Сын Человеческий», точно ли оно говорит лишь о Втором Пришествии Христовом, или же у него могут быть какие-то иные смыслы?
Если мы обратимся к авторитетным толкованиям этих евангельских строк, то мы увидим, что ни одно из толкований не ставит знак равенства между обетованием о приходе Сына Человеческого и Вторым Пришествием Христовым. Кто-то делал вывод, что речь здесь идёт о грядущем Христовом Воскресении, после которого Господь будет Сам поддерживать апостолов в их миссии, и ученики Христовы никогда не будут покинуты. Другие толкователи видели в евангельском обетовании Спасителя отсылку к вполне земному и естественному человеческому утешению посланных Христом на проповедь апостолов. Как бы то ни было, для церковных толкователей не было особой проблемы в этих евангельских словах, они не пытались на их основе создать богословие Второго Пришествия, ведь наша вера в него вовсе не означает, что мы должны во всём видеть его признаки, напротив, вера во Второе Пришествие означает, что здесь и сейчас наша высшая цель состоит в том, чтобы жить в благодатном присутствии Христовом.