ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 26.07.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Русский поэт и писатель Михаил Лермонтов умер совсем молодым — в возрасте всего 27 лет. Однако он оставил нам множество произведений, дающих пищу для размышления. Например, рассказ «Фаталист», где Лермонтов рассуждает о соотношении человеческой свободы и судьбы. В отрывке из 13-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня утром во время богослужения, речь о схожем соотношении — свободы человека и воли Божией. Давайте послушаем.

Глава 13.

03И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять;

04и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

05иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

06Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

07иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

08иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

09Кто имеет уши слышать, да слышит!

В рассказе «Фаталист» Лермонтов, по большому счёту, так и не даёт ответа на вопрос — всё ли в этом мире предопределено? Но как бы оставляет нам предостережение — не нужно испытывать терпение высших сил. Во всяком случае, главный герой рассказа, похоже, заигрался в фатализм и встретил смерть, с которой пытался состязаться. Прозвучавшее евангельское чтение отчасти тоже посвящено теме соотношения свободы человеческого выбора и промысла Божия. Мы услышали притчу Спасителя о сеятеле. Под этим образом скрывается Сын Божий. Он сначала Сам, в затем через верных Ему проповедников сеет словесные семена евангельского вероучения.

Всеведущий Господь, конечно, знает, как и кем будет воспринята Его весть. Кто-то её тут же отвергнет, кто-то сначала загорится энтузиазмом, но затем потухнет. Третий слушатель и был бы рад откликнуться на зов Евангелия, но жертвует правдой Божией в угоду жизненным обстоятельствам. Но находятся всё же те, кто принимает весть Христову, строит на её основании свою жизнь и приносит духовные плоды. То есть добродетели, которые становятся украшением жизни данного человека.

Как мы видим, если и можно говорить о существовании какого-то предопределения со стороны Господа, то оно имеет исключительно одну направленность — ко спасению. Бог, оставаясь всезнающим и всемогущим, не лишает нас свободы воли. Но Он также не отстраняется от судеб мира. Предопределение существует и может быть выражено словами апостола Павла: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков».

В восприятии православия Бог не является отстранённым архитектором, не является Он и жаждущим отмщения инквизитором. Господь — любящий Отец, уважающий свободу воли каждого из Своих детей. Уважающий даже тогда, когда эта воля используется во зло. Мы не принуждаемся Господом к принятию каких-то решений. Что хорошо видно на примере земного служения Христа Спасителя. Свобода Христа никогда не ограничивалась Отцом Небесным. Но Спаситель постоянно соотносил Свои действия с Промыслом Божиим, понуждал Себя к исполнению ветхозаветных пророчеств. Не потому, что хотел уверить общественность в Своём мессианском статусе, а потому что эти пророчества вели Христа к искуплению и спасению человечества.

Вот и мы, если действительно считаем себя людьми верующими, призваны бояться не Божественного фатума, а соотносить наши слова и поступки с заповедями Божиими. Иными словами — быть Его со-работниками и проводниками Его благодати в мир. Только в этом случае благое предопределение Божие для нас лично из замысла превратится в реальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *