Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 16-24
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 16-24
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Толкование дня
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В притче о званых на пир обращает на себя внимание удивительное единодушие, с которым предполагаемые гости отказывались от приглашения. В самом тексте притчи на единодушном отказе сделан особый акцент, в ней сказано, что «начали все, как бы сговорившись, извиняться». Причины у всех разные, но цель одна — не прийти на ужин.
Как и всегда в Своих притчах, здесь Христос использует очень понятную и знакомую бытовую ситуацию, легко представить нечто подобное и в современных реалиях. Предполагаемые гости действительно могут сговориться в том случае, если, скажем, хозяин по какой-то причине утратил свой высокий общественный статус, лишился полезных должностей и вообще стал персоной нон-грата, напрямую отказать такому человеку стыдно, ведь это будет означать, что предшествующее общение с ним было вызвано желанием что-то получить от него, поэтому в ход идут разнообразные отговорки. А если на ужин приглашает человек, который может каким-то образом повлиять на жизнь, то и отказываться никто не станет, все отложат свои дела и в обязательном порядке примут приглашение. Эту понятную и, увы, многим прекрасно знакомую ситуацию Господь прилагает к взаимоотношениям человека и Бога. Не какого-то выдуманного Бога, а Самого настоящего, Такого, Каким явил Его Христос. Он ясно показал, что Бог не собирается вторгаться в историю Израиля и не планирует делать израильский народ великим, показал, что в Его планах нет уничтожения всех врагов избранного народа, Он не пришел в образе всесильного царя, а избрал для Себя путь странника, Который не всегда мог найти место, чтобы отдохнуть, у Которого не было собственного дома, не было вооруженной охраны и стабильного сбалансированного питания. Он учил вовсе не тому, что от Него ждали. И такой Бог оказался не нужен и неинтересен, а потому в ход пошли многочисленные отговорки.
Нет сомнений в том, что эта притча раскрывает непростые и трагические взаимоотношения Бога и израильского народа, у которого были свои чаяния, но оказалось, что Бог этим чаяниям не соответствует. Но вместе с этим притча обращена и ко всем другим людям, она ставит очень непростые и весьма болезненные вопросы: готовы ли мы идти за Христом в том случае, если не сможем получить от Него того, что хотим получить для себя в этой жизни? Нужен ли нам такой Бог? Что мы выберем: пойти за Ним и к Нему или же предпочтем не тратить драгоценное время и займемся своими насущными делами?
Но прежде, чем мы сами себе ответим на эти вопросы, нам стоит вспомнить, что Бог зовет нас не куда-то, а на «большой ужин», под образом которого абсолютно все толкователи видят Царство Божие и вечное ни с чем не сравнимое блаженство, в сравнении с котором всё то, что может предложить нам видимый мир — лишь суета сует и томление духа (ср. Еккл. 1:14).