ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 26.12.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Тот, у кого есть дети, прекрасно знает, о чём говорит ситуация, когда на прямой вопрос ребёнок молчит, как рыба, отводит глаза и вообще словно старается куда-то исчезнуть.

Именно о такой ситуации — отрывок из 9-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах за богослужением.

Глава 9.

33Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

37кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40Ибо кто не против вас, тот за вас.

41И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

В чём же причина такого «стеснения» апостолов на вопрос Христа — о чём же вы так горячо спорили друг с другом? Ответ прост: им настолько непонятно и неприятно всё то, о чём снова и снова говорит им их Учитель — а именно о Своей предстоящей смерти в Иерусалиме — что они пытаются уцепиться хоть за какую-нибудь «душевную приятность» — ну, хотя бы за гипотетическую возможность в возможном царстве Иисуса получить более значимый «министерский портфель».

Заметим: Христос не сердится, не гневается, не возмущается всей жуткой неуместностью происходящего. Он идёт на казнь — а они о какой-то житейской ерунде рассуждают! Более того: Он даже не осуждает саму тягу к величию — Он лишь меняет её вектор — но меняет радикально.

Взяв малое дитя из членов семьи дома — а, возможно, это могло происходить в доме апостола Петра — Христос обнимает его и говорит: «кто примет одного из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня». Замечательный русский богослов Сергей Иосифович Фудель в своих «Записках о Литургии и Церкви» пишет: «Если любовь есть забвение себя, то забыть себя может только смирение. Поэтому чем более возрастает в человеке любовь к Богу, тем всё более излучает она из себя смирение перед Ним, как огонь теплоту. Любовь к Богу ставит человека на какое-то самое счастливое и в то же время самое последнее место».

Представляете, какой неожиданный поворот? Ученики, руководимые обычными, житейскими представлениями о счастье как «имении» — в их сознании прежде всего некоего «места» или «должности» — оказываются перед лицом совершенно иной картины бытия, где не «имение», а только «бывание» — в состоянии предельной распахнутости любви — и есть парадоксальное сочетание «абсолютного счастья» и «самого последнего места».

Возможно, и в нашей жизни много что изменилось бы, если бы мы хотя бы иногда следовали этой парадоксальной, но очень действенной, максиме нашего Спасителя?..

Добавить комментарий