ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 27.01.2022

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 17-27
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 17-27

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.

21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

Толкование дня

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Древние христианские апологеты оставили по себе множество крайне любопытных и содержательных сочинений, в которых они тщательнейшим образом разъяснили суть христианского учения. Но при этом апологеты были честны: они понимали, что одними лишь словами невозможно кого-либо убедить в истинности христианства.

Классический пример апологетический честности — это принадлежащий перу мученика Иустина Философа «Диалог с Трифоном иудеем». Скорее всего, этот диалог не имел места в реальности, многие исследователи полагают, что он полностью выдуман святым мучеником, но даже в рамках сочиненного диалога беседа не заканчивается безоговорочной победой христианского апологета, Трифон не отказывается от иудаизма и не встает в ряды последователей Христа. Причина проста и очевидна: это всего лишь диалог, то есть всего лишь слабые человеческие слова. Святой Иустин прекрасно понимал цену и вес человеческого слова. Малую цену и небольшой вес.

Более того, не только слова, но и чудеса не способны превратить кого-либо в христианина. Поверить в то, что Иисус из Назарета есть никто иной, как обетованный Спаситель мира, поверить, что Он — Воплощенный Бог можно не иначе, как при содействии Духа Святого. Если Дух Святой коснулся человека, то все фундаментальные вопросы, касающиеся христианства, отпадают сами собой. Всё становится ясно. Правда, не на уровне слов и формулировок, а на каком-то ином, значительно более глубоком уровне, который, пожалуй, с некоторой долей условности можно назвать уровнем сердца. Или уровнем души.

Сегодняшний евангельский отрывок ставит перед нами сразу несколько очень серьезных вопросов. Помимо бросающегося в глаза вопроса о соотношении материальных благ и спасения, есть еще один, не менее важный вопрос, который затрагивает соотношение собственных усилий и благоволения Божия в деле нашего спасения. Если на первый из этих вопросов можно дать внятный ответ, сказав, что дело не в богатстве как таковом, а в зависимости от него, то со вторым всё значительно сложнее, ведь если бы даже евангельский обеспеченный юноша сумел отказаться от всего, чем он обладал, то финальные слова Христа Спасителя остались бы неизменны — спастись «человекам […] невозможно», но это может сделать Бог, «ибо всё возможно Богу».

Если подходить к сказанному Христом с математической строгостью, то получается, что никакие наши действия не могут повлиять на вопрос спасения души. В равной степени не может на него повлиять и абсолютное бездействие. Тогда в чем же смысл аскетических подвигов и стараний жить в соответствии с евангельскими нравственными императивами? Для чего отказываться от имений и самих себя, если спасение «человекам это невозможно», тогда как Богу всё возможно?

Эти вопросы относятся как раз к той категории недоумений, которые невозможно разрешить ни словами, ни чудесами, а только содействием Святого Духа. Именно Дух дает человеку веру, Он же дает любовь, а любовь заставляет действовать в соответствии со словами Христа Спасителя, любовь не может оскорбить Любимого своим невниманием и бездействием там, где требуется полная самоотдача, естественное желание любви состоит в стремлении раствориться в Возлюбленном душой Христе. Любовь верит, она не боится, она надеется и она действует, ну а свою конечную участь любовь отдает во власть Того, к Кому она обращена — во власть Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Добавить комментарий