Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Настоящая религиозность, какая она и с чего начинается? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Смоковница — это дерево инжира или как его ещё называют, фиговое дерево. Это растение, которое, когда наступает период покоя, приостанавливает рост и сбрасывает листья. В конце зимы на ещё голых веточках образуются первые плодовые почки. Листья распускаются позже. Это происходит одновременно с созреванием первых плодов. Смоковница, которая имеет пышную крону, должна скрывать под ней зрелые, сочные ягоды.
Но то растение, о котором упоминается сегодня, было обманкой. Листья есть, плодов нет. Возможно, это дерево было слишком молодым. Оно ещё не созрело для того, чтобы произвести потомство. Обыкновенно плодоношение начинается на второй, третий год. Бывает, что некоторые смоковницы не плодоносят пока им не исполнится шесть лет. Возможно, это был слишком засушливый год и за деревом никто не ухаживал. А потому оно не получило достаточного количество влаги, чтобы иметь силы продолжать род. Одним словом, были естественные причины этого дефекта.
Посмотрите, что делает Христос. Он использует эту аномалию для того, чтобы преподать ученикам урок. Смоковница превращается в символ Израильского народа. Дерево инжира, покрытое пышной листвой, сигнализирует путнику о том, что здесь он может укрыться от солнца и утолить голод. Так и Израиль был покрыт пышной кроной религиозных обрядов, обычаев и законов. Всё это обещало каждому, кто становился участником ветхозаветной Церкви, что именно здесь он сможет найти то, что насытит его сердце, утолит его духовный голод и жажду.
Однако по факту, о настоящей духовной жизни никто особо не заботился. Всё, что человек получал, — это огромное количество формальных правил и предписаний, которые обременяли его душу и сушили сердце. Традиция подлинного богопочитания угасала. Яркой иллюстрацией этого духовного запустения становится происходящее в Иерусалимском храме. Здесь лишь изображали подлинную веру. Играли в религию. На самом же деле на первом месте у людей были деньги и корыстные амбиции. Проклиная дерево, Господь наглядно дает понять ученикам, к чему приводит такое лицедейство.
Подобно бесплодной смоковнице, мы склонны к тому, чтобы скрывать свои недостатки и аномалии пышной листвой. И так же, как у больного дерева, у каждого из нас найдётся десяток вполне естественных причин, по которым мы это делаем. Порой мы просто вынуждены принимать вид, что не так уж всё и плохо. Собственно, вся наша культура и существует ради того, чтобы скрыть эту нашу наготу. Однако для религиозной жизни это может закончиться трагедией. Нет ничего печальнее, чем подмена подлинных отношений с Богом, привычкой следовать культурной норме. Глубинную потребность в живительном источнике смысла фиговым листочком прикрыть не получится. Душа не успокаивается, если мы просто изображаем религиозность. Живительная связь с Творцом начинается именно с наготы. С того, что мы учимся видеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Без Бога и Его живительной благодати. Это побуждает человека жить по Евангелию. Это подталкивает его к исполнению воли Творца и заботе о людях. И пусть в нас всё ещё остаются недостатки. Если своё внимание мы направляем на это высокое служение, Господь Сам решает, что с ними делать. Избавить нас от них или использовать другим в назидание, как он использовал бесплодное дерево в назидание апостолам.