Почему человек порой теряет себя в этой жизни? Почему порой жить становится так тошно? Один из ответов на этот вопрос может подсказать тот отрывок из 12-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
36Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
37Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
38да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
39Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
41Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
42Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
44Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
Не все иудейские начальники были против Иисуса Христа. Сегодня Евангелие рассказывает нам о том, что многие из них уверовали в Спасителя. Однако они боялись, что влиятельные фарисеи начнут строить им козни, вплоть до того, что их отлучат от синагоги. И опасения были небезосновательны. Партия фарисеев была одной из самых сильных среди других религиозных фракций. А отлучение от синагоги в те времена — было приговором похуже смертного.
Поэтому многие чиновники были тайными учениками Христа. Казалось бы, ситуация довольно похожа на ту, которая не раз складывалась в истории христианства в эпоху гонений. Верующих преследуют, и они вынуждены скрывать свою веру. Однако Господь знает сердца людей. И Он говорит, что здесь были совсем иные мотивы. Те, о ком говорится сегодня, молчали о своей вере, потому что «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». Другими словами, они угодничали перед окружающими, от которых зависла их жизнь.
Когда речь идет о человекоугодничестве, сразу представляется шакал Табаки из истории о Маугли. Ехидный, подлый и лживый пёс, который везде волочился за Шерханом, подхалимничал и лебезил перед ним. Или более реалистичный персонаж — Молчалин из «Горе от ума» Грибоедова. Цель жизни которого, по его же собственным словам, «угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была».
Очевидно, что это литературный гротеск, то есть преувеличение. В реальности мы действуем более виртуозно. Мы довольно преуспели в искусстве не выглядеть человеком, который заискивает и поддакивает. А потому даже не задумываемся, что именно человекоугодие подталкивает нас к тому, чтобы предусмотрительно промолчать, когда сердце требует совершенно иного — ответить прямо и открыто, чтобы сохранить репутацию человека или свидетельствовать о своей вере. Нередко мы подавляем в себе этот голос. Нам важно, чтобы мы входили в круг рукопожатых. Чтобы нас принимали. А для этого необходимо балансировать и приспосабливаться. Для этого необходимо улавливать, что понравится людям, а что нет.
Понятно, что в некоторых случаях такая игра нужна и просто необходима. Почему-то сразу вспоминается Штирлиц. Вот уж кому приходилось скрывать свои убеждения. Но, очевидно, не из человекоугодия. Цели у него были иные. А наши игры обычно бесцельны. В их основе страх быть отвергнутым. Этот страх и доводит нас до того, что мы теряем себя. Тот голос, который исходит изнутри нас, замолкает. Связь с Богом пропадает. И нам становится тошно жить.
Евангельский закон любви призывает нас к искренности и прямодушию. Именно прислушавшись к голосу своего сердца, двое из начальников иудейских, о которых сегодня говорил Христос, набрались мужества и объявили себя учениками Христа в самое неподходящее время. Иосиф Аримафейский и Никодим пошли к Пилату и попросили тело Своего Учителя. Несмотря на смертельный риск. Нас никто не просит так рисковать. Нам достаточно почаще задавать себе вопрос: почему я говорю людям то, что говорю? Почему порой о чём-то умалчиваю? Как это соотносится с Евангелием Христовым? Честный ответ и поступки вопреки своим страхам и делают нас с вами сынами света и участниками Небесного Царства.