ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 28.10.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Евангелии совсем мало мест, где бы Иисус представал перед нами в строгом, даже — очень суровом — образе. И отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением, именно такой. Давайте послушаем.

Глава 9.

18В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

19Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.

20Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.

21Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,

22сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

С чем же связана такая, казалось бы, неуместная строгость Иисуса по отношению к Своим ученикам? Разве не должны были они прежде всего свидетельствовать о Нём как об истинном Мессии, долгожданном Мошиахе — наконец-то явившемся в еврейском народе? Почему такой суровый, жёсткий запрет говорить об этом?

Ответ — в пояснении о грядущих испытаниях, отвержении, убийстве Иисуса и Его воскресении. Нам, живущим уже после исполнения всех этих слов, — очень трудно понять, насколько невыносимыми для слуха апостолов были эти категоричные утверждения — они-то ведь ждали совершенно иного: Мессия должен возглавить угнетённый еврейский народ, сбросить ненавистное иго римлян и помочь снова обрести былое величие и могущество! Вот куда именно и были нацелены все чаяния, все предвкушения апостолов — а слова Иисуса выглядели для них пугающими и загадочными.

Но для чего тогда надо было буквально вынуждать учеников признаться в личном отношении к Учителю? Мне видится, что причина здесь — педагогическая: то, что предстояло им вскоре пережить, было настолько невероятным, тяжёлым, обрушивающим все былые представления о Мессии, что надо было снова и снова сближать в их сознании два очень удалённых друг от друга утверждения: Иисус — Мессия, Христос — и Он же — Божественный Страдалец, Невинная, Непорочная Жертва, Которая будет принесена за грехи всего мира.

Сегодняшнее Евангелие учит нас прежде всего постепенности в донесении очень важных истин до слуха другого. Порой, конечно же, буквально «распирает» от желания обрушить на сознание другого всю ту массу правды, обладателями которыми мы и являемся, но в этот момент надо остановиться, вспомнить сегодняшний эпизод — и мало-помалу, снова и снова, шаг за шагом приучать слух другого человека к тем представлениям, которые поначалу для него могут быть абсолютно неприемлемыми!

Добавить комментарий