Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из проблем назидательной литературы состоит в том, что такая литература зачастую бывает слишком прямолинейна, и с первых страниц становится ясным финал истории: хорошие будут торжествовать, ну а плохие с болью в сердце каяться и меняться к лучшему, если, конечно, они доживут до финала. В Евангелии всё не так, и Христовы притчи редко бывают предсказуемыми. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит притча Спасителя, взятая из 16-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем её.
Только что мы услышали, пожалуй, одну из самых загадочных притч Нового Завета. Впрочем, она станет достаточно ясной, если мы задумаемся о понятии богатства неправедного, упоминанием которого заканчивается эта Христова притча. Очевидно, что в контексте слов Спасителя «богатство неправедное» — это то, что не принадлежало управителю дома, но чем он по воле своего господина мог распоряжаться как своим собственным имуществом. Герой притчи поступил в высшей степени элегантно: он подменил долговые расписки, сделав благо всем, кроме своего хозяина, мотив очевиден — так он хотел за чужой счёт приобрести себе друзей, которые были бы у него в долгу и могли бы оказать ему помощь после увольнения от прежнего хозяина.
Поведение управителя дома и его подход к ведению дел невозможно назвать примерным, все мы понимаем, что так поступать нельзя, а если нам и приходится лукавить подобным образом, то мы не можем не чувствовать нравственную ущербность таких действий. Но в Евангелии мы видим нечто странное: Господь в Своей притче утверждает, что поступать стоит именно так, правда, не по отношению к земным делам, а по отношению к Богу и жизни вечной.
Любому трезвомыслящему человеку очевидно, что принадлежащие нам таланты, навыки и имущество нельзя назвать в полной мере нашими, хотя бы на том основании, что мы со всем этим рано или поздно расстанемся. Так, никто не сможет забрать с собой с тщательностью и любовью обустроенный дом или же эталонное английское произношение. Да и само наше тело с его достоинствами и недостатками придётся до Второго Христова Пришествия предать земле. Останется лишь душа, а потому и возникает вопрос о том, как обогатить душу, как сделать так, чтобы она оказалась способной войти в упомянутые Спасителем «вечные обители».
Ответ довольно прост, его дала нам Христова притча: нужно использовать то самое «неправедное богатство», которое отдано нам во временное владение — все наши таланты и имущество — для помощи другим людям, ведь именно милосердие и помощь другим приносят пользу как во временной жизни, так и в жизни будущего века.