Московский Патриархат. Белорусский Экзархат. Религиозная организация «Религиозная община Приход храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в г.Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви»
Я — словно белка в колесе. Работа — дом. Дом — работа. Это так меня угнетает и часто делает мою жизнь невыносимой. Я чувствую, что стал очень тяжёлым на подъём. Мне так трудно менять свои планы. Подобные жалобы священник слышит довольно часто. Что делать во всех этих случаях? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 14-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Поведение хозяина из только что прозвучавшей притчи не совсем понятно. После того, как ему отказали друзья, которых он хотел видеть на своём празднике, он зовёт тех, кого нормальный человек хотел бы видеть на своём празднике в последнюю очередь — нищих, увечных, хромых и слепых. В ту эпоху, когда жил Христос, такие люди были синонимом убогости. Много среди них было антисоциального элемента. Что это за жест такой со стороны хозяина? Ведь он мог бы вообще никого не приглашать. Мог бы в конце концов позвать других, например, своих соседей. Почему именно убогих? Может быть, он просто капризничает, как некоторые подростки? Вот, дескать, не хотите меня любить, я пойду на улицу и буду дружить с хулиганами. А может быть он хочет отомстить своим друзьям? Демонстрирует, что ему ужинать с ними — всё равно, что ужинать с нищими?
Мы должны помнить, что перед нами притча. А это особый литературный жанр, в котором очень много условных деталей. Как на иконе. И мы не должны эти детали воспринимать строго буквально. Наша задача увидеть суть, общий духовный принцип. И образ обездоленных людей, которых слуги хозяина находят на перекрёстках и подворотнях, прекрасно этот принцип иллюстрируют. С радостью на встречу с Богом бежит тот, у кого внутри, в душе огромная недостача. Посмотрите, друзья хозяина, хоть и люди культурные, наполнены собой. Один наполнен своей землей. Второй — новыми волами. Третий — своей женой. Они внутренне сыты. И им пока не до хозяина с его приглашениями. А у бродяг ничего этого нет. Поэтому они легки на подъём. И поэтому они входят на праздник Небесного Владыки вместо тех, кто твёрдо стоит на ногах и преуспел в этой жизни.
Это не означает, что мы должны отказаться от всего своего имущества, сесть на папетри у храма и вести жизнь нищего и убогого. Но это как минимум означает, что мы должны быть готовы в любой момент отвлечься от своих дел, встать и исполнить евангельские заповеди. Прекрасной иллюстрацией этой готовности служит история о послушнике одного старца. Желая продемонстрировать его послушание перед другими монахами, старец подошел к келье послушника, постучал в неё и сказал: «Брат, выйди скорее, мне надо кое-что тебе сказать». Услышав голос старца, послушник тотчас выбежал к нему. Старец отправил его с поручением, а монахов пригласил зайти в его келью. Там на столе лежала тетрадь, в которой послушник начал писать букву «ш». Буква была не дописана. Очевидно, что юноша бросил её писать, только услышав голос старца. Он сразу же отложил своё дело, как только его позвал учитель. На монахов это произвело большое впечатление. «Справедливо, авва, ты любишь его, — и мы возлюбим его, потому что и сам Бог любит его», — сказали они.
Чтобы привести себя в подобное состояние готовности, мы можем начинать с малого. Я знаю человека, который специально заводит будильник, чтобы он давал сигнал каждые три часа в течение дня. Когда раздаётся звонок, человек останавливается и начинать задавать себе вопросы: а чем я сейчас наполнен? Вокруг чего сейчас вращается моя жизнь? О чём мои мысли? Куда я иду и что хочу сделать? Какое место во всём этом занимает Бог? Посоветовался ли я с Ним? А исполню ли я своими действиями заповедь Христа о служении ближним? Помню ли я о воле Божией и Его Евангелии? Сама по себе эта работа уже приводит нас в присутствие Творца. Она напоминает о том, что в этой жизни должно быть у нас в приоритете. О чём должны быть наши мысли. Но и не только это. Она снимает тяжесть с наших душ, делает нас лёгкими на подъём и всегда готовыми отозваться на приглашение нашего Небесного Хозяина.