ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 29.01.2022

Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 10-15
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 10-15

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

Толкование дня

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Существует немало способов научиться видеть собственные грехи и страсти. К примеру, можно внимательно прислушаться к близким людям, они обязательно подскажут. Есть еще один простой, действенный и всем доступный способ: надо понаблюдать за собой и обратить внимание на то, в каких грехах мы чаще всего подозреваем других людей. Это и будет ответом. Второй способ подметил апостол Павел, в его Послании к Титу есть слова, первая часть которых уже давно стала поговоркой без указания авторства: «Для чистых всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15). Если у человека нет явных страстей, то он не будет их видеть и в других людях. А если они есть, то в глазах такого человека и всё его окружение будет выглядеть погрязшим в пороках. Лжец будет подозревать всех во лжи, сребролюбец — в сребролюбии, блудник — в блуде, и так далее.

Автор Евангелия от Луки был учеником апостола Павла, возможно, что именно этим обстоятельством обусловлено его замечание из сегодняшнего евангельского отрывка относительно реакции фарисеев на слова Христа. Апостол Лука пишет так: «Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». К сожалению, русский перевод здесь не совсем точен, более подходящим было бы слово «насмехались», то есть, фарисеи, по всей видимости, отпускали какие-то колкие фразы в ответ на слова Христа Спасителя так, как это было во время Страданий Господа на Кресте, в соответствующем месте своего Евангелия апостол Лука использует точно такое же греческое слово, что и здесь. Толкователи этого евангельского отрывка выдвигают разные версии столь странной реакции фарисеев на слова Христа. Кто-то объясняет их реакцию обычной дерзостью, которая граничит с наглостью. А кто-то видит более глубокие причины, к числу которых можно отнести уже упомянутую проекцию собственных страстей на других людей.

Естественно, что когда фарисеи услышали слова Христа о пагубности надежды на имущество, то они усмотрели в этом скрытое высокими словами сребролюбие Самого Проповедника, который Сам ничем не обладал. Перед ними находился, по сути, нищий человек, Который говорил богатстве как о чем-то ненадежном и, более того, пагубном. Легко представить подобную ситуацию и в современных нам реалиях: если вдруг подобный Христу с точки зрения материального и общественного статуса человек начнет говорить о материальном как о чем-то неважном и даже злом, скажем, на престижном экономическом форуме, то какова будет реакция на него? Наиболее человечные из слушателей, пожалуй, лишь печально улыбнутся и постараются оперативно спрятать от публики такого оратора, ну а более циничные их коллеги, наверное, изготовят смешные ролики и запустят их в интернет. Но насмехаться будут и первые, и вторые. Просто по-разному и в различной степени.

Здесь самое время задать самим себе вопрос: а какую реакцию у нас вызывают простые и понятные слова Христа Спасителя? Недоумение? Недоверие? А может и вовсе они проходят мимо сознания? Все возможные реакции, кроме реакции принятия Его слов, по своей сути — всё та же насмешка. От которой да сохранит нас всех Всемилостивый Сердцеведец Господь!

Добавить комментарий