Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У библейского закона был и есть тот смысл, который значительно превосходит его буквальное прочтение. Однако людям бывает очень сложно видеть этот высший сокровенный смысл, и зачастую они предпочитают концентрировать своё внимание лишь на буквальном понимании библейского закона. Христос в Евангелии неоднократно говорил, что такой путь тупиковый, что он не способен привести к чему-либо, кроме гордыни. До Христа о том же самом говорили и пророки Древнего Израиля. Однако ни пророки, ни Сам Спаситель не были услышаны и поняты израильской религиозной знатью. Евангелие сохранило довольно много диалогов Христа с иудеями, в этих диалогах Господь сделал всё для раскрытия сокровенного смысла библейского закона. Одна из таких бесед содержится в 7-й главе Евангелия от Иоанна, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Из только что прозвучавшей беседы Христа с иудеями очевидно, что к началу первого века по Рождестве Христовом смысл обрезания не был вполне понятен учителям еврейского народа, а значит не был он понятен и самому еврейскому народу. Про обрезание мы знаем из книги Бытия, оно было установлено Богом как видимый знак завета между Богом и праотцом Авраамом: «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:11). С тех пор и до ныне евреи именно так и поступают, это отличительная особенность еврейского народа. Но что означает библейское выражение «знамение завета»? Завет — это некий обязательный для исполнения договор. Как и у всякого иного договора, у завета с Богом есть свои цели и задачи. Цель его — сохранение в еврейском народе истинного богопочитания и чуткости к волеизъявлениям Божиим, а задачи — исполнение всего спектра зафиксированных Священным Писанием повелений Божиих. С задачами народ справлялся прекрасно, а вот цель в какой-то момент перестала быть ясной и очевидной, её место заняли задачи, а потому и обрезание неотвратимо проводилось на восьмой день после рождения по причине предписания книги Бытия, а вовсе не потому, что обрезание должно было напоминать о высоком призвании хранить истину о Боге и следовать Его воле.
Проблема подмены цели задачами стала совершенно очевидной с Пришествием Христа.
Оказалось, что Воплощённый Бог должен, по мнению евангельских иудеев, следовать их пониманию закона Ветхого Завета, оказалось, что Он должен совершать чудеса по расписанию и ни в коем случае не помогать кому бы то ни было по субботам. А ещё оказалось, что Он постоянно должен доказывать словами Свою власть и право помогать людям. Если вдуматься, то это всё было каким-то невероятным абсурдом: Бог, доказывающий Своему творению Своё право благотворить Своему творению. Но Христос пошёл и на это, Он сделал всё ради того, чтобы человечество перестало блуждать в плену ложных целей, чтобы мы начали стремиться лишь к истине, чтобы не было в нас никакой неправды, и чтобы венцом жизни человека стало вечное блаженное пребывание в Царстве Небесном.