Мешает ли наше тело настоящей духовной жизни? И стоит ли всячески подавлять в себе всякие проявления телесности? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 24-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 24.
36Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.
37Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
38Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
39Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
40И, сказав это, показал им руки и ноги.
41Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
42Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
43И, взяв, ел пред ними.
44И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
45Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
46И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
48Вы же свидетели сему.
49И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
50И вывел их вон изгорода до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
52Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
53И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как Господь явился Своим ученикам впервые после воскресения. Апостолы испугались. Им показалось, что они видят призрака. Именно поэтому Спаситель указывает им на Свои руки и ноги. Они всё ещё носят на себе следы ран от гвоздей. Он призывает учеников прикоснуться к Нему. Кроме того, Он просит их дать ему поесть. И ест перед ними рыбу и мёд.
Так Спаситель доказывает апостолом реальность Своего воскресения. Его тело — это то же самое тело, которое страдало, которое истязали мучители, которое было повешено на крест, которое умерло и было положено в гробницу. Но в то же самое время оно стало другим. Оно преобразилось. Оно стало светоносным. Лёгким. Через него явным образом проступало Божество Спасителя. И, наконец, в этом же теле Христос возносится на небо, к Отцу.
Можно бесконечно ломать голову над тем, что стало с телом Спасителя. Учитывая то, что мир Божественный — это мир нематериальный, то, где оно находится сейчас? В каком состоянии? И на протяжении истории христианства были те, кто задавал такие вопросы. Как вы понимаете, вразумительных ответов никто так и не дал. А потому намного полезнее будет подумать о другом.
Оказывается, Небесное Царство это не только про мир бесплотных духов. Это и про телесность. Это и про чувства, и про эмоции. Всё то, на что мы порой склонны не обращать внимания. Чем готовы пренебрегать, потому что считаем это недостойным настоящей духовной жизни. Нам кажется, что человек истинно верующий должен быть подобен бесплотному ангелу. А потому мы часто корим себя не только за грехи, но и называем грехами то, что ими на самом деле не является.
И ещё одно. Только представьте, в Небесное Царство Господь вознёсся с плотью, которая была изъязвлена нашим человеческим грехом. Мы нанесли Ему эти раны. Наши страхи, наши предрассудки, наше невежество и злоба. Но Он не отбросил это как ненужную оболочку. Он бережно это сохранил и взял с Собой. Как великую ценность. Он сделал это Своим навеки. Отныне телесность Христова словно включена в Тайну Святой Троицы. Очевидно, что именно в таком виде событие вознесения стало важным условием сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.
А потому праздник Вознесения, который сегодня отмечает Православная Церковь, важен не только как день воспоминания знаменательного события, которым заканчивается Евангелие. Это своеобразное напоминание о том, как мы должны относиться к собственному телу. Если во главу угла своей жизни мы ставим поиск и исполнение воли Творца, то не только наш ум, но и наше тело во всех своих проявлениях становится тем приёмником, который сигнализирует, в каком направлении нам необходимо двигаться. Наши чувства и эмоции оказываются инструментом, подобным компасу. Они предупреждают об опасности. Более того, если во главу угла мы ставим непрестанное следование заповедям Спасителя, даже те греховные раны, которые мы получили в прошлом, и память о которых хранит наша телесность, становятся бесценным опытом, который не позволяет нам вернуться к прошлой жизни, но побуждает двигаться вперёд по пути спасения.