ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 29.06.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Рождаясь, мы попадаем в среду, которая нас формирует. У ребёнка, а затем и подростка постепенно выстраивается мировоззрение. Отчасти его формируют родители, отчасти общество. Но что в нашем мировоззрении зависит от нас самих? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 6.

22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Наверное, все взрослые люди так или иначе знакомы со сказкой о волшебнике Изумрудного города. В ней есть один примечательный момент. Когда люди входили в изумрудный город, при входе их встречал стражник, выдававший им зелёные очки, через которые они весь город видели изумрудным. И хотя в стены города, как и в стены домов были вмонтированы настоящие драгоценные камни, большая часть поверхностей только казалось зелёной. Однако для гостей этого эффекта было достаточно. Казалось бы, простой детский сюжет, но перед нами очень глубокая мысль, потому что, если мы перенесём её с обычного зрения на наше представление о мире, на то, что мы называем мировоззрением, мы поймём, что в качестве разноцветных очков могут выступать определённые идеи, которые будут полностью менять наше восприятие окружающего мира. Например, от представлений о том, какая жизнь является полноценной и удавшейся, человек может быть счастлив или несчастлив, может быть доволен собой и теми, кто его окружает, или всё и всех ненавидеть. Когда мы живём, не задумываясь об этом, нам кажется, что критерии очевидны и мы стремимся к тому, чтобы им соответствовать. Мы смотрим на вещи и какие-то из них кажутся нам важными, а какие-то неважными, какие-то правильными, а какие-то ошибочными. Но на самом деле они обычно не имеют никаких характеристик. Качествами и характеристиками вещи наделяем мы.

Сегодняшний отрывок из Евангелия от Матфея начинается со слов о зрении. Зрении, конечно, необычном, но о том, которое оказывает влияние на восприятие жизни. Это зрение может быть чистым — и тогда наша жизнь будет светлой, и, напротив, оно может быть тёмным — и тогда ничто нашу жизнь светлой уже не сделает. И точно так же, как существуют пары света и тени, добра и зла, в наших отношениях с Богом существуют всего два модуса, два варианта: либо Он в центре нашей жизни, либо на периферии. И как не может быть двух центров у одной окружности, так нельзя служить двум господам: Богу или миру сему.

Одной из самых серьёзных ошибок при воцерковлении оказывается забвение о том, что, входя в мир веры, мы должны сменить ценностную оптику. Человек может годами ходить в храм, читать Евангелие, поститься и молиться, но при этом сердце своё отдавать миру сему, достатку, комфорту, роскоши, и вера его не будет ни плодотворной, ни радостной. Если же, напротив, он увидит главную ценность в Боге, в ближнем и любви к Нему, он окажется способен жить полной жизнью, ведь и Бог, и ближний, и способность любить всегда будут с ним.

Добавить комментарий