Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Все мы стараемся совершать хорошие поступки и не совершать плохих. При этом иногда в нашем сознании возникает практически детский вопрос: что можно было бы назвать самой главной добродетелью и что самым страшным грехом? Совершенно не детский и вполне серьёзный ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 22-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Итак, мы услышали притчу, которая говорит о самом главном: о том, кто попадёт в Царствие Небесное, а кто такой возможности будет лишён.
Первая часть притчи посвящена отношениям Бога и еврейского народа, который был с Ним в Завете или договоре. Сегодня мы смотрим на эту историю со стороны, а для иудеев она могла стать поводом для возмущения. Ведь они не только осознавали себя как званных, но и помнили, что их предки преследовали пророков так же, как званные из притчи преследовали слуг царя. Таким образом Христос явно показывал им, что своей жизнью они не просто отказывались от завета с Богом, но даже противоречили ему.
Во второй части притчи царь приказывает слугам наполнить его пир всеми, кого они смогут найти. Эта неизбирательность на первый взгляд просто поражает. Всем известно, что вход на брачный пир Мессии, вход в Царство Небесное затруднён и попасть в него совсем нелегко, надо быть добрым, соблюдать заповеди… Но здесь мы видим, что слуги собирают буквально всех подряд, злых и добрых, только бы наполнился пир. Как это так?
Думаю, ответ прост и даже может нас порадовать. Всё же, чтобы попасть на пир, нужно согласиться с приглашением и приложить усилие, чтобы прийти. Бог действительно зовёт всех, и все могут откликнуться и согласиться. Не только добрые, но и злые. Даже для них ничего не потеряно.
Но если это так, за что выгнали человека, у кого не нашлось подходящей одежды? Не знаю, приходилось ли вам оказаться в неподходящей одежде в публичном месте — ощущение не из приятных. Однажды в день, когда среди уроков была физкультура, я решил прийти в школу не в школьной форме, а в спортивном костюме. Помню, как завуч меня отчитывала, а я просил прощения за свою неорганизованность. Почему же меня ругали? Потому что у меня была возможность поступить правильно, а я поступил по-своему и только позже исправился. Гостям пира выдавали брачную одежду и любой пришедший мог получить её от царя, чтобы порадоваться вместе с ним. Но не взявший эту одежду молчит, потому что хозяин и его радость ему не интересны.
Вывод из притчи прост. Чтобы стать своим Богу и разделить с ним радость Царства, необязательно быть каких-то особенных кровей, необязательно с самого начала быть добрым и правильным. Нужно лишь одно — услышав в сердце Его зов, отозваться на него и прийти. Согласиться с Богом и разделить с Ним Его взгляд на мир — это и есть главная добродетель, которая определит всё остальные.