Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы доверяем Библии, то мы знаем, что история взаимоотношений Бога с еврейским народом более сложная, неоднозначная и длительная, чем с каким-либо иным народом. Господь наш Иисус Христос пришёл в первую очередь именно к еврейскому народу, а потому мы не найдём в Евангелии рассказов о Христовой проповеди, скажем, грекам или египтянам. Если же Господь и общался с иноплеменниками, то лишь с теми, кто жил на Его пути из одной части Святой земли в другую. Христовы притчи тоже имеют своим непосредственным адресатом евреев, однако с течением времени стало очевидным, что история еврейского народа и его отношений с Богом — это ещё и история отношений с Богом души любого человека, а потому и Христовы притчи важны для всех тех людей, которые хотят обрести спасение. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит притча о званых на вечерю, она взята из 14-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем её.
Первейший смысл только что прозвучавшей притчи понятен: поверить во Христа, откликнуться на Его призыв, и присоединиться к Его пиру веры должны были в первую очередь евреи. Именно они знали закон, жили в соответствии с ним, они веками ждали Пришествия Спасителя и готовились встретить Его. Когда же Он пришёл, то оказалось, что закон Моисея — это не только религиозный закон, это ещё и весьма удобная практика повседневной жизни, ну а вторгающийся в жизнь Воплощённый Бог — крайне неудобен, ведь Он норовит разрушить сложившуюся и предсказуемую жизнь.
Все те отговорки, которые мы услышали в притче, как раз об этом: Бог требует от еврейского народа отказаться от предсказуемости и удобства, но народ оказывается на это неспособен. Богу приходится действовать радикальным образом: Он обращается к тем, кто живёт вне знания о Едином Истинном Боге, и эти люди деятельно откликаются на призыв, ведь они ещё не насытились жизнью в Божием присутствии, они с радостью готовы принять участие в том пире, на который приглашает их Господь.
Призыв Бога адресован не только еврейскому народу, но и каждому отдельному человеку вне зависимости от его происхождения, пола, возраста, уровня доходов, интеллектуальных дарований, крепости здоровья или чего бы то ни было ещё. Однако мало кто спешит откликнуться на этот призыв, ведь отклик будет означать отказ от собственных планов и от жизни в соответствии со своими интересами.
Здесь кажется неизбежным возникновения вопроса о том, почему Бог поступает столь неуважительным образом: почему Он приглашает на пир, никак не сообразуясь с планами человека? Действительно, в современном мире принято поступать иначе: прежде, чем направить официальное приглашение, мы узнаём, может человек прийти или нет, и не делаем далеко идущих выводов в том случае, если кто-то не смог откликнуться на наше приглашение. Хозяин пира из Христовой притчи поступает иначе: он не терпит отказа, и после его получения действует довольно жёстко.
Почему так?
Ответ, как кажется, стоит искать в том факте, что Господень пир — это не то место, куда приходят ради насыщения или же ради общения, он нужен для спасения, а спасение становится возможным лишь тогда, когда человек готов бросить всё и откликнуться на Божий призыв в любую, даже самую неудобную с житейской точки зрения секунду своей жизни.