Евангелие дня
Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 35-44
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Многочисленные евангельские рассказы о формальном нарушении Христом субботнего покоя, да и сам постепенно разрастающийся конфликт с иудейской религиозной знатью как будто бы подталкивают нас к тому, чтобы начать считать Спасителя возмутителем общественного спокойствия, этаким революционером, который пришёл развенчать многовековые заблуждения еврейского народа. Если же мы будем внимательнее к тексту Евангелия, то мы увидим, что это не так, Он не был нарушителем спокойствия, не был Он и тем, кто ставил своей целью борьбу с заблуждениями. Христос не нарушал установленных законов, как религиозных, так и гражданских, Он их исполнял, и именно это исполнение, основанное на всецелом послушании Богу-Отцу, привело Его сначала к Распятию, а потом и к Воскресению. Об исполнении Спасителем закона Ветхого Завета мы можем прочитать, к примеру, в 1-й главе Евангелия от Марка. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
В прозвучавшей сейчас евангельской истории нет и намёка на какой-либо конфликт. Всё в высшей степени благостно: апостол Марк рассказал о Христовой проповеди, плавно перейдя к истории исцеления прокажённого человека. Это, как мы знаем, не единственная евангельская история исцеления прокажённых, есть и другая, более известная, в ней говорится об очищении сразу десяти больных без какого-либо физического контакта с ними. Здесь же всё произошло несколько иначе: Спаситель прикоснулся к прокажённому, и с формальной точки зрения такое прикосновение было нарушением закона Моисея, ведь прокажённые считались ритуально нечистыми, и прикосновение к ним делало таким же и того, кто осмелился бы дотронуться до больного человека. Однако Христос, имея возможность исцелить одним лишь Своим словом, по какой-то причине коснулся рукой прокажённого, и в этом можно усмотреть некоторое пренебрежение к закону, тем более что после этого прикосновения Сам Спаситель не отправился к священникам, не засвидетельствовал Свою свободу от болезни и не принёс положенную за очищение от прикосновения к нечистому жертву.
Конечно, христианская традиция предлагает нам объяснение такого действия Христа, к примеру, блаженный Феофилакт дал такой комментарий: «Спаситель, желая показать, что нет ничего по природе нечистого, что требования Закона должны упраздниться и что они имеют силу только над людьми, прикасается к прокажённому». При всём уважении к мнению авторитетного толкователя нельзя не заметить некоторую непоследовательность: если Спаситель хотел показать, что «требования Закона должны упраздниться», то почему же после исцеления Он отправил бывшего прокажённого к священнику с напоминанием о необходимости принесения жертвы за очищение? Ведь и это — тоже требование закона, и оно, как мы знаем, упразднилось.
Кажется, что ответ нам стоит искать несколько в иной плоскости. У нас нет причин утверждать, что Господь отрицал какие-то повеления закона, а с какими-то соглашался. Да, действительно, ритуальные предписания закона Ветхого Завета утратили свою силу и актуальность, но иначе обстоит дело с законом как таковым. Христос, по Его собственным словам, пришёл не нарушить закон, а исполнить (см. Мф. 5:17). Закон же имеет деление на временное и вечное, временное в законе Моисея должно было уйти, и оно ушло, а вечное потому и вечное, что отмене не подлежит, заключается оно в любви к Богу и к человеку как первой и высшей заповеди. Иногда для проявления любви достаточно слова, а иногда нужно и нечто большее, к примеру, прикосновение. Спаситель никогда не действовал по единому для всех схожих случаев шаблону, Он всегда смотрел на человека и поступал так, как того требует состояние обращавшихся к Нему людей. Можно предположить, что состояние именно этого прокажённого было таким, что он нуждался не только в исцеляющем слове Воплощённого Бога, но и в Его прикосновении, и Спаситель, следуя закону любви, дал страдальцу то, что ему было так необходимо.