ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 30.05.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика: , рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В православной христианской традиции Евангелие от Иоанна принято считать самым возвышенным и таинственным. И это не случайно, ведь, в отличие от Евангелия Матфея, Марка и Луки, оно делает особый акцент на Божественности Иисуса Христа. На Его равенство с Богом-Отцом. Поэтому и символом апостола Иоанна является орёл. Птица, которая парит высоко над землёй и взору которой открыты заоблачные выси, недоступные простому человеку. Замечательным примером этой богословской глубины служит тот отрывок из 14-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 14.

01Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

02В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

03И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

04А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

05Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

06Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

07Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

08Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

09Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

10Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Ключевая мысль, которую нам предлагает сегодня Евангелие от Иоанна, заключается в том, что прийти к Богу можно только через Иисуса Христа. Иными словами, лишь следуя тому образу мысли, который проповедовал Спаситель, лишь совершая действия, Которые Он призывал совершать по отношению к ближним, лишь принимая участие в церковной жизни с её богослужебным собраниями и таинствами, мы соединяемся со Христом, а через Него и с Богом. Поэтому и говорит Господь о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Означает ли это, что истины нет в других религиях или она не проявляет себя в тех или иных философским системах? Евангелие не даёт по этому поводу развернутых пояснений. Господь не ставил перед собой задачу устраивать богословские диспуты. Однако такие обсуждения мы находим в более поздней богословской традиции Церкви. Богословы 2-го и 3-го веков, которые были вынуждены проповедовать веру во Христа язычникам и дискутировать с ними о том, что такое истина и где она, говорили, что Истина имеет универсальный характер. Она доступна всем. Все мы её чувствуем в силу того, что каждый рождённый на этот свет — образ Божий. А потому и до рождения Иисуса Христа, и после истину ощущают и люди, далёкие от христианства. И совсем неверующие. А потому она проявляет себя в различных религиях, философии, науке и искусстве.

Однако всё это лишь отсветы, блики той силы и славы, которая явлена во Христе. Предчувствуя истину, даже далёкие от веры в Бога люди предчувствуют на самом деле Христа. Однако именно в Спасителе и Его Церкви Истина явила себя миру в полноте. Об этом и говорит Господь во второй части отрывка. «Видевший Меня видел Отца». Другими словами, мы, христиане, верим в то, что Иисус, плотник из Назарета, живший 2000 лет назад — это и есть Тот Бог, Который сотворил наш мир. Он самое полное воплощение Истины Божественного бытия, которое когда-либо было или будет на земле. В Нём содержится вся полнота откровения о Творце, доступная человечеству в рамках земной истории. И полноту этого откровения содержит Христианская Православная Церковь.

Для нас, людей крещёных в Православной вере, это повод для радости. Однако, с другой стороны, это и большая ответственность. Ведь этой Истине приходится соответствовать. И узнать, насколько Она живёт во мне, довольно легко. Вряд ли истина Христова пребывает в сердце того человека, который превозносится над неверующими окружающими, кичится своей верой перед иноверцами, огульно осуждает их за религиозные представления, а в диалоге о вере настроен ригористично, агрессивно и с предубеждением против оппонентов. Такая закрытость — не только признак серьёзной духовной болезни. Это свидетельство душевной косности и скудости ума. И, напротив, тот, кто способен выслушать ближнего, поразмыслить над его аргументами, тот, кто не бросает в лицо собеседнику заготовленные, шаблонные ответы, но демонстрирует проницательность, искреннюю заинтересованность и понимание, — такой самим своим отношением заявляет об истинности своей веры. Ведь он способен видеть проблески Истины Христовой там, где другие видят одну лишь тьму. Он способен рассмотреть Бога там, где окружающие Его не видят. И тому есть одна причина — Господь живёт в его сердце и наполняет его светом Своей Истины.

Добавить комментарий