ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 30.06.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь всех святых. Установление этого торжества легко объяснимо: неделю назад Церковь торжествовала в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов, ну а святость — это плод действия Святого Духа. Получается, что сегодня мы молитвенно размышляем о следствиях дарования человечеству Духа Святого. Те люди, имена которых мы находим в наших святцах, очень непохожи друг на друга, среди них есть представители всех сословий, всех возможных для христиан профессий, общее же у них — то отношение к Христову Евангелию, которое стало залогом дарования им благодати Духа Святого. Каким же было это отношение? Ответ мы находим в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 10-й и 19-й глав Евангелия от Матфея.

Глава 10.

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Глава 19.

27Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

28Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

29И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

30Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Только что прозвучавший евангельский отрывок состоит из двух частей, в первой из них речь идёт о должном отношении ко Христу, во второй — о практических следствиях такового отношения к Воплощённому Богу.

Слова Христа понятны: Он — выше всех, Он — источник нашего бытия, Он наш Спаситель, наше упование и наша вечная жизнь, а потому и отношение к Нему должно быть соответствующим, мы не должны предпочитать Ему кого-либо или что-либо. Конечно же, никакой христианин не станет спорить ни с этими, ни с какими бы то ни было иными словами Христа, однако практика нашей жизни зачастую бывает очень далека от теоретического исповедания веры. Совершенно неслучайно Спаситель, сказав о приоритете любви к Нему над всеми иными видами любви, сразу же перешёл к словам о том кресте, который должен взять всякий верующий в Него человек. Безраздельная любовь ко Христу и крест неразрывно связаны, и в этом легко убедиться, если начать относиться к словам Христа всерьёз и по-настоящему попытаться их исполнять.

Почитаемые Церковью святые были именно такими людьми: для них Евангелие не было памятником древней литературы, и не было богато оформленным фолиантом для еженедельного храмового поклонения, Евангелие для святых — это руководство к действию. Если же оно руководство к действию, то необходимо отречься ради Христа от всего и вся, необходимо в духовном смысле покинуть живущий по далёким от Евангелия законам мир, и начать жить лишь Христом. Очевидно, что всему этому будет отчаянно сопротивляться наше естество, ведь сама природа понуждает предпочитать Христу самих себя и наших близких. И, конечно, стремление всегда и во всем отдавать предпочтение Христу будет наталкиваться как на внутреннее, так и внешнее сопротивление, это и есть тот крест, который мы должны на себя взять, если, конечно, мы хотим быть достойны нашего Спасителя и Бога Господа Иисуса Христа.

Добавить комментарий