Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Получая специальность, мы вместе с ней приобретаем уверенность в том, что разбираемся в вопросах, которые с нею связаны. Это вполне естественно. Но становясь религиозными, можем ли мы думать, что разбираемся в вопросах веры и праведной жизни? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:
Чтобы понять основной посыл сегодняшнего евангельского чтения, нужно осмыслить его контекст. До того, как рассказать апостолам эту притчу, Христос отвечает на их вопрос: почему Он им всё объясняет простыми словами, а к народу обращает лишь притчи. Ответ Христа сводится к тому, что апостолы желают знать истину и Он им её объясняет, в то время как народ слушает, но не слышит, потому что не желает слышать. Этот ответ, с одной стороны, даёт апостолам надежду на их собственное духовное развитие, ведь Учитель говорит им, что они блаженны, потому что им открывается полнота общения с Ним. С другой стороны, апостолы могут превознестись над людьми, которые их окружают, могут решить, что они уже вправе оценивать духовное состояние окружающих. И вот для того, чтобы ни у кого не было соблазна торопиться с выводами, Спаситель рассказывает притчу о пшенице и плевелах.
Суть её очень проста. Бог сеет в человеческие сердца добрые семена, в то время как лукавый сеет злые. Семена прорастают, и оказывается, что среди людей есть те, кто вырастил в себе доброе, и есть те, кто взрастил злое. И как слугам, которые смотрят на поле, разница между пшеницей и плевелами кажется очевидной, так апостолам может показаться, что они знают, кто и с каким сердцем приходит ко Христу. Кто ленив, кто горд, кто тщеславен… и так до бесконечности. Однако для хозяина поля оказывается важен каждый пшеничный колос и, если есть опасность оценить его как плевел и вырвать, лучше пусть растёт до времени жатвы, пока разница не станет очевидной. Зная об этом искушении и о том, что апостолы могут много о себе возомнить, ведь им, в отличие от других, дано знать тайны Царства, Христос через притчу, то есть очень деликатно, но всё же вполне ясно, намекает им, что раньше времени никого оценивать нельзя. Примечательно, что слуги знают разницу между пшеницей и плевелами, как и апостолы знают разницу между жизнью праведной и греховной, но делать выводы из этой разницы хозяин слугам не позволяет, потому что, применяя знания, они могут ошибиться.
Конечно, подобное поведение не является чем-то специфическим, характерным только для апостолов. Как слуги, которые торопились вырвать плевелы, так и мы, люди, часто торопимся оценить поступок другого, вынести суд, решить, кто и почему именно ведёт себя тем или иным образом. Вместе с апостолами Христос призывает нас не выносить последнего суда, потому что пока всем нам трудно правильно оценить поведение другого. Разбираться во вопросах веры и нравственной жизни важно и нужно, но оценивать качество веры и жизни стоит, в первую очередь глядя на себя, потому что в итоге каждый сам даст ответ Богу.