Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Приходя в храм люди нередко боятся что-нибудь сделать неправильно. Не там встать, не там пройти или что-нибудь не то сказать. К сожалению, иногда подобные страхи подпитывают церковные сотрудники, резко реагируя на нарушение тех или иных традиций. В то же время, гораздо опаснее ошибки в восприятии Бога и собственного христианства. Они обычно практически незаметны, хотя значительно больше влияют на нашу жизнь. Чтобы разобраться с одной из них, стоит обратиться к отрывку из 3-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Итак, перед нами всего четыре стиха из 3-й главы Евангелия от Луки. Прозвучавшая сейчас евангельская история чётко делится на две части по два стиха, которые кажутся не только не связанными между собой, но ещё и перепутанными в хронологическом порядке. Первым должно идти крещение Христа на реке Иордан, которое совершается Иоанном Предтечей, а уж потом арест последнего и заключение его в темницу. Нарушение хронологии тем более странно, что Лука в начале своего Евангелия подчёркивает, что он подошёл к работе тщательно, изучив все источники. Если это так, перед нами не ошибка, а литературный приём, своеобразная инверсия, с помощь которой автор разделяет историю Предтечи, поставив в ней точку рассказом о его заключении, и историю Мессии, который выходит на проповедь, начиная общественное служение.
Не будем входить в филологические тонкости того, что сделал евангелист и задумаемся над тем, в чём различие служений Иоанна и Иисуса? Причём не столько над тем, чем отличаются эти служения фактически. Этот вопрос кажется слишком простым, а ответ очевидным. Интереснее другое: как эти служения отличаются в нашем восприятии? Иоанн готовит людей к приходу Мессии, неслучайно крещение, которое он совершает, называется крещением покаяния. Оно призвано пробудить людей, настроить их правильным образом, чтобы они изменили свою жизнь и обратились к грядущему Спасителю. Иудейское общество реагирует на происходящее по-разному. Народ считает Иоанна пророком, старейшины напряжены и смотрят на него с подозрением, а Ирод попросту сажает его в тюрьму, потому что не желает, чтобы обличения пророка подтачивали его авторитет. Внешне путь Предтечи заканчивается поражением.
Путь Мессии поначалу выглядит иначе. Иисус, который не нуждается в очищении грехов, вследствие своей чистоты и праведности, приходит на Иордан и, помолившись, принимает от Иоанна крещение. Он берёт на себя грехи крестившихся и грех всего мира. Но путь Его не должен быть трагичным, ведь Сам Дух Святой снисходит на Него от Отца, Который называет Его Своим возлюбленным Сыном. Читая о таком напутствии и благословении, можно решить, что перед Иисусом как перед Мессией будут открыты все двери и все люди сразу Ему поверят. Собственно, именно так и думали о Мессии иудеи. Его жизнь должна быть успешной, он преодолеет все трудности и всех победит. Поначалу так и было, общественное признание, лёгкое парирование претензий фарисеев и саддукеев, поражающие всех чудеса. Апостолы были уверены, что они пошли за тем, кто приведёт к полному благополучию и даже славе. И довольно долго игнорировали Его слова о кресте и страданиях.
Приходя ко Христу, мы тоже можем решить, что подготовка к встрече с Ним должна стать для нас временем покаяния и изменения, в то время как сама жизнь с Ним сулит нам лишь победы и взлёты, ведь с нами Бог, Его любовь и благоволение. Кажется, всё так, однако на самом деле это и есть одна из самых печальных ошибок — приходить ко Христу ради того, чтобы заполучить Бога себе в покровители. И тут стоит вспомнить, что такое высокое и торжественное благословение было дано Тому, Кто закончил Свой земной путь на кресте. Сам Христос не искал земного успеха, но делал Дело Божье на земле и нам, если мы становимся Его учениками, важно искать не своего, но Божьего.