Евангелие дня
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня нередко можно услышать причитания взрослых о том, что даже выросшие дети всё ещё остаются очень инфантильными. В отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением, мы слышим особое, удивительное в своей непосредственности, отношение Иисуса Христа к детям — которое побуждает нас задуматься о многом.
Почему же Христос Спаситель в качестве примера для подражания Своим ученикам поставил… ребёнка: не благочестивого священнослужителя, не мудрого философа, не труженика с мозолистыми руками, не утончённого музыканта или художника — а — всего лишь ребёнка? Что за глубокое по содержанию послание скрыто в этом образе? Давайте разбираться!
У Максимилиана Волошина есть такие строки:
Пройдёмте по миру, как дети,
Полюбим шуршанье осок,
И терпкость прошедших столетий,
И едкого знания сок.
Таинственный рой сновидений
Овеял расцвет наших дней.
Ребёнок — непризнанный гений
Средь буднично‑серых людей.
Чтобы двигаться дальше, нам необходимо разделить «детскость» — о которой и говорит Волошин — от «инфантильности» — об которую столь часто приходится сегодня спотыкаться. В поисках «водораздела» между этими понятиями я бы предложил задуматься вот над какими вопросами.
Когда детский природный эгоизм — понятный и даже простительный! — превращается в токсичный эгоцентризм, подчиняющий себе всех и вся?
Когда детская любознательность деградирует до потребности лёгкого и быстрого получения поверхностных, недостоверных сведений — далёких от настоящего знания?
Когда детская необременённость заботами вырождается в тотальную безответственность?
Когда уязвимость детства, тонкая, «бескожая» чувственная восприимчивость перерождается в хроническую обидчивость и неудовлетворённость ничем?
Когда детский восторг перед тайной и величием Бытия иссушается до хронической усталости от жизни?
Мне кажется, что ответ — в сегодняшнем евангельском эпизоде, только если его… перевернуть, произвести своего рода «инверсию». Как только ребёнок скажет — «я теперь здесь за главного, меня только слушайтесь!» — мы и получим настоящего, стопроцентного инфанта! В то самое мгновение, когда ребёнок поверил в себя как «непризнанного гения средь буднично-серых людей» — он лишился «детскости» и рухнул в чёрную дыру инфантилизма, затягивая туда и всех окружающих.
Говорят, у одного кавказского народа есть такая поговорка: если у тебя нет старшего, начальника — ты не будешь мужчиной. Я бы ещё добавил: чтобы правильно ощущать своё место — всегда надо, чтобы кто-то был над тобой. Родители ли. Начальство. Духовные отцы. Да кто угодно — лишь бы избежать великого соблазна поставить себя самого на этот самый высокий пьедестал. Именно в этом — тайна сохранения внутри себя подлинной «детскости» — о которой нам и говорит сегодня в Евангелии Христос Спаситель!