Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Грехи, как мы все знаем, бывают разными по своей тяжести. Так, никто не поставит знак равенства между осуждением в мыслях и убийством, или же между недостаточно внимательной молитвой и воровством. Но есть среди грехов и те, которые имеют тяжесть значительно большую, чем любой из подпадающих под осуждение уголовным кодексом грехов. Причём грех этот для государственного закона и вовсе незаметен, однако он прекрасно заметен для Бога. О нём мы можем услышать в том отрывке из 9-й и 10-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Имя этому греху — соблазн, источником которого может по неосторожности стать любой человек.
Глава 10.01Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Из контекста только что прозвучавшего отрывка Евангелия от Марка ясно, что не только один грех от другого отличается своей тяжестью, но и соблазны тоже отличаются друг от друга. Можно, скажем, соблазнить человека съесть недозволенный постным уставом кусочек молочного шоколада, а можно лишить человека веры во Христа. Спаситель здесь упомянул второй вид соблазна, сказав так: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня» (Мк. 9:42).
Многие толкователи Евангелия от Марка отмечали, что эти Свои слова Христос адресовал не широкому кругу учеников, не фарисеям и не книжникам, а апостолам. Легко понять, почему Он поступил таким образом.
Всем нам прекрасно известно, что ничто так не отторгает людей от Церкви, как грехи христиан, особенно же священнослужителей, и чем выше в церковной иерархии находится человек, тем разрушительнее будут его грехи. Конечно же, Спаситель это прекрасно понимал, а потому Его предостережение — в первую очередь предостережение всем нам, тем, кто имеет честь перед своим именем произносить слово, указывающее на священный сан.
В продолжение размышления о соблазнах Господь сказал, что человека соблазнить может не только другой человек, но и само наше тело. Было бы слишком вульгарным понимать слова Спасителя как указание лишь на те грехи, которые именуются плотскими, нет, речь идёт о значительно более серьёзных вещах, в частности, о том, что избыточное попечение о теле заставляет нас идти на нравственные преступления, которые становятся соблазном для других людей.
Ответственность за такие грехи чрезвычайно высока, а потому нам стоит всеми силами стараться их избегать. Но как это сделать? Ответ довольно прост, он содержится в аскетическом учении Церкви: мы не должны позволять плоти диктовать свои условия, но, чтобы начать над ней господствовать, нам необходимо научиться делать то малое, что рекомендует делать Церковь всем своим чадам: регулярно молиться дома, участвовать в церковных таинствах, не пренебрегать постами и помнить, что всё перечисленное мы должны исполнять до той поры, пока по воле Божией не разлучимся с нашими телами.