ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 31.05.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

С Евангелием, как и с любым иным произведением древней литературы, есть одна серьёзная проблема: многие очевидные для современников Евангелия смыслы остаются нами незамеченными или же непонятыми. Зачастую бывает, что нам непросто увидеть логику в евангельском повествовании и понять, каким образом одно утверждение вытекает из другого. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна, этот отрывок нельзя назвать простым и кристально ясным, нельзя назвать очевидным и его конечный вывод.

Глава 8.

21Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

22Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?

23Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

24Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

25Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

27Не поняли, что Он говорил им об Отце.

28Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

29Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

30Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Только что мы услышали довольно необычное евангельское повествование: Господь Иисус Христос в диалоге с фарисеями говорил о Самом Себе, о Боге-Отце, и о том, что произойдёт в ближайшем будущем, то есть о Распятии, о Крестной Смерти, о Воскресении и Вознесении. Все эти слова Христа не были подтверждены какими-либо чудесами, не было и прямых ссылок на Священное Писание Ветхого Завета. Вообще, с точки зрения убедительности речи вряд ли можно назвать этот диалог образцовым, однако финал его совершенно неожиданный: апостол и евангелист Иоанн Богослов засвидетельствовал, что речь Спасителя привела к тому, что «многие уверовали в Него». Но чем обусловлена убедительность этих слов Христа? Почему многие люди, услышав их, обрели веру?

Конечно, в полной мере ответить на этот вопрос невозможно, но попытаться всё же стоит.

В только что прозвучавших словах Господа нашего Иисуса Христа обращает на себя особое внимание та фраза, которой Спаситель отвечает на вопрос фарисеев «кто же Ты?». Спаситель не повторяет исповедание апостола Петра и не говорит, что Он — «Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16), не определяет Господь Себя и привычным нам из Евангелия словосочетанием «Сын Человеческий». Спаситель говорит нечто странное, то, чего мы не можем найти в других местах Евангелия: «От начала Сущий» (Ин. 8:25). Большинство исследователей Евангелия от Иоанна полагают, что здесь мы имеем дело с испорченным текстом, ещё святитель Иоанн Златоуст утверждал, что это выражение не что иное, как отказ Спасителя отвечать на вопрос фарисеев, причём отказ довольно грубый, здесь Господь сделал отсылку на начало своей речи, ведь именно так — как простое «начало» — было бы правильнее перевести эти евангельские слова.

Многие наблюдали за дискуссией Христа с фарисеями, и люди не могли не удивляться не только содержательной стороне слов Спасителя, но и их внутренней силе, а также той смелости, с которой Господь говорил с привыкшими повелевать фарисеями.

Интересно, что в дальнейшем в истории Церкви будет немало схожих случаев: люди будут обретать веру не столько из-за содержания проповеди, сколько по причине смелости проповедников перед лицом могущественной земной силы, к примеру, перед лицом враждебно настроенных к христианам императоров языческой Римской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *