Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Довольно симптоматично, что вопросы о расторжении брака с течением времени не теряют своей актуальности: такие вопросы задавали Спасителю фарисеи, такие вопросы задают священнослужителям и современные христиане. Столь яркое и настойчивое постоянство свидетельствует о довольно банальной вещи: люди верны самим себе, верны тому пути развития, который был избран нашими прародителями Адамом и Евой. Однако именно на них и на данный им от Бога закон ссылался Христос в Своём ответе фарисеям относительно допустимости разводов. Давайте послушаем эти слова Спасителя, они звучат сегодня во время литургии в православных храмах, и взяты они из 10-й главы Евангелия от Марка.
К сожалению, у нас нет статистики, говорящей о том, каким был процент разводов в иудейской среде времён земной жизни Господа Иисуса Христа. Однако сам тот вопрос, который адресовали Спасителю фарисеи, свидетельствует, что разводы не были единичным явлением. Ну а если мы вспомним евангельские истории о Рождестве Спасителя, то мы вспомним и о том, что праведный Иосиф, узнав о беременности Пречистой Девы, намеревался с Ней развестись, однако был остановлен ангелом (см. Мф. 1:18–20). Получается, что мысль о расторжении брака мы встречаем в самом начале Евангелия, а точнее — в 1-й главе первого Евангелия — Евангелия от Матфея.
Мысль праведного Иосифа о разводе понятна: он подозревал свою юную Жену в нечистоте, и потому не хотел продолжать с Ней только что начатую семейную жизнь. Однако Иосиф ошибался в отношении Божией Матери, и он, будучи человеком с чистой совестью, сумел понять свою ошибку. Важно же здесь то, что размышления Иосифа о разводе вызваны подозрением в грехе, собственно, всегда и везде разводу предшествует либо подозрение в грехе, либо сам грех. Представить, что расторжение брака — следствие высокой нравственной жизни, довольно непросто, хотя и не невозможно: такое бывает тогда, когда супруги пришли к мысли о монашестве и приняли решение о разводе ради служения Христу в монашеском чине. Конечно, такое решение предполагает, что у них либо нет детей, либо дети уже взрослые и самостоятельные. Во всех же прочих случаях расторжение брака всегда имеет своей основой неисцелённый грех.
Всем нам свойственно оправдывать свои слабости и свои грехи. Мы преуспели в этом деле. Мы владеем удивительно глубоко проработанной терминологией, которая позволяет нам описывать свои грехи и страсти так, чтобы они приобретали в наших глазах оттенок благородства. Мы неплохо научились обманывать самих себя, но возможно ли обмануть Бога? Евангельские фарисеи пытались это сделать, но ответом им было указание Спасителя на их жестокосердие и на изначальную божественную заповедь, которая предполагала, что люди, вступая в брак, будут это делать не для удовлетворения своей похоти или же своих амбиций, а по любви к Богу и человеку, и что брак для них будет тем инструментом, который позволяет восходить к постижению воли Божией и приближаться ко спасению.