ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 31.12.2024 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Довольно симптоматично, что вопросы о расторжении брака с течением времени не теряют своей актуальности: такие вопросы задавали Спасителю фарисеи, такие вопросы задают священнослужителям и современные христиане. Столь яркое и настойчивое постоянство свидетельствует о довольно банальной вещи: люди верны самим себе, верны тому пути развития, который был избран нашими прародителями Адамом и Евой. Однако именно на них и на данный им от Бога закон ссылался Христос в Своём ответе фарисеям относительно допустимости разводов. Давайте послушаем эти слова Спасителя, они звучат сегодня во время литургии в православных храмах, и взяты они из 10-й главы Евангелия от Марка.

Глава 10.

02Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

03Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

04Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

05Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

06В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

07Посему оставит человек отца своего и мать

08и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

09Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

К сожалению, у нас нет статистики, говорящей о том, каким был процент разводов в иудейской среде времён земной жизни Господа Иисуса Христа. Однако сам тот вопрос, который адресовали Спасителю фарисеи, свидетельствует, что разводы не были единичным явлением. Ну а если мы вспомним евангельские истории о Рождестве Спасителя, то мы вспомним и о том, что праведный Иосиф, узнав о беременности Пречистой Девы, намеревался с Ней развестись, однако был остановлен ангелом (см. Мф. 1:18–20). Получается, что мысль о расторжении брака мы встречаем в самом начале Евангелия, а точнее — в 1-й главе первого Евангелия — Евангелия от Матфея.

Мысль праведного Иосифа о разводе понятна: он подозревал свою юную Жену в нечистоте, и потому не хотел продолжать с Ней только что начатую семейную жизнь. Однако Иосиф ошибался в отношении Божией Матери, и он, будучи человеком с чистой совестью, сумел понять свою ошибку. Важно же здесь то, что размышления Иосифа о разводе вызваны подозрением в грехе, собственно, всегда и везде разводу предшествует либо подозрение в грехе, либо сам грех. Представить, что расторжение брака — следствие высокой нравственной жизни, довольно непросто, хотя и не невозможно: такое бывает тогда, когда супруги пришли к мысли о монашестве и приняли решение о разводе ради служения Христу в монашеском чине. Конечно, такое решение предполагает, что у них либо нет детей, либо дети уже взрослые и самостоятельные. Во всех же прочих случаях расторжение брака всегда имеет своей основой неисцелённый грех.

Всем нам свойственно оправдывать свои слабости и свои грехи. Мы преуспели в этом деле. Мы владеем удивительно глубоко проработанной терминологией, которая позволяет нам описывать свои грехи и страсти так, чтобы они приобретали в наших глазах оттенок благородства. Мы неплохо научились обманывать самих себя, но возможно ли обмануть Бога? Евангельские фарисеи пытались это сделать, но ответом им было указание Спасителя на их жестокосердие и на изначальную божественную заповедь, которая предполагала, что люди, вступая в брак, будут это делать не для удовлетворения своей похоти или же своих амбиций, а по любви к Богу и человеку, и что брак для них будет тем инструментом, который позволяет восходить к постижению воли Божией и приближаться ко спасению.

Добавить комментарий