СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВТ. НИКОЛАЯ

САНТА КЛАУС И ДЕД МОРОЗ

(проповедь целиком)

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы чтим память святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Мы молимся во время богослужения, благодаря Бога говорим: «Слава Тебе показавшему нам Свет». А как Господь показывает нам Свет? Конечно через Себя!

Но было время, когда Бог не мог прийти на землю, чтобы просветить нас Собою и Он посылал различных людей. Это были патриархи, это были пророки, это были судьи, цари… Хотя там был момент, когда Господь говорит, что не нужен вам царь, но люди хотели царя, как у язычников. Вот такая зависть их взяла, но Господь сказал, что ладно, будет вам царь! И его благословил на царство, сказав не роптать на царя, но люди стали и здесь грешить — они царя не слушались. Тяжело было просвещать людей…

И вот настало время, когда один из нас так возлюбил Господа, что позволил Богу, можно сказать, действовать в своей жизни полностью. Это была Матерь Божия и благодаря ей Бог смог войти в этот мир — она стала дверью. Он открыл нам свое учение, но Он не мог оставаться с нами далее, потому что мы бы делали добро как бы вынужденно, боясь авторитета Бога. Поэтому Бог, как мудрый родитель, «отошел в сторонку», зная, что теперь нам уже ничего говорить не надо, мы уже все знаем — дети Его выросли, Он им все объяснил, завещал — это называется Завет, завещание Божье, Заповеди Его.

Но Учение доносить до тех, кто не знает это Учение христианское Господь поручил своим ближайшим ученикам, тех кого Он выбрал. И первые, мы знаем, это были апостолы 12, затем 70, а они в свою очередь стали рукополагать иереев-священников. Главные из них стали называться епископами.

И вот один из них в IV веке прославил Господа подвигом своей жизни — стоянием в вере православной, и это был святитель Николай. В результате его подвига жизни Господь, за смирение, подал ему особую благодать.

Мы все хотим быть особенными, мы все хотим быть богатыми духовно, конечно каждый об этом мечтает и это нормально! Но мы должны знать, что чем больше мы просим у Бога быстрее победить грех, то же уныние или гордыню, или тщеславие, или зависть — значит мы просим у Бога как у учителя дать нам больше заданий для этого, диктантов различных, упражнений.

Вот мы хотим выступать на соревнованиях какого-то мирового уровня. Мы говорим: «Тренер, ну помогите мне! Я хочу туда попасть!». Он говорит: «Ну хорошо, не вопрос! Тогда тренировки будут в 2 раза больше, в два раза дольше и тогда попадешь — наверняка, если ты с этим согласен и будешь выкладываться по полной!». Так вот те люди, которых Господь призвал, чтобы нести слово Божие — это особого рода такие усердные спортсмены или усердные ученики, которым Господь дал большие задания, но они больше и преуспели.

Мы знаем, что святитель Николай готов был отдать последнее и этот образ лег в основу человека — персонаж в нашей жизни, который стал и полумифическим, и полусказочным, но не перестал быть реальным! И об этом нельзя забывать, а то многие говорят, что нет такого человека, все это выдумки сказочников. На Западе он называется Санта Клаус — святой Николай, в переводе означает, у нас этот образ перешел на Деда Мороза, но мы имеем в виду конечно добродетели святителя Николая, а Дед Мороз — так получилось, что вот он относится к нашему фольклору… И все-таки он не является каким-то демоном выдуманным, все-таки это та реальность, с которой должны жить дети. Понимаете, для ребенка реальность — это пластиковая машина и тряпичная кукла, но в руках ребенка она становится настоящим человеком, которого он пеленает и кормит, становится настоящим автомобилем, на котором он возит груз, строит дом на кухне где-то там под столом и лишить его этого — значит лишить его возможности представить свою будущую жизнь, понять, как он должен действовать в этой жизни, поэтому есть такие понятия, как игрушки. Но мы не говорим, что это плохо, это помогает человеку повзрослеть и они ему очень нужны! Наверное, при раскопках древних городов во множестве находили такие вещи, как детские игрушки.

И хорошо, когда у нас есть такой образ для детей, который может им дать лучшее, на что нужно равняться в жизни. Ведь в нашем понятии святитель Николай — это всегда человек, готовый прийти на помощь, который дарит подарки — элементарно, а ведь это так все любят и в этом все нуждаются. И называется этот человек Святителем — потому что он просвещает мир божественной Благодатью, он показывает нам как нужно поступать делом и как нужно пользоваться Словом Божьим, он является Его проповедником-провозвестником.

Поэтому нельзя забывать таких людей, они нам помогают в нашем деле воспитания и образования детей, ну и конечно нас самих воспитывают. Всей жизни не хватит, чтобы стать равным Богу, но мы всегда можем уподобляться Богу, мы можем стремиться к этому и это стремление должно быть в нас бесконечным. Знаем мы негативный пример, когда существо, сотворенное Богом, сказало, что я само себе уже бог, мне уже Бог не нужен, можно сказать я достиг такого совершенства, и это был падший ангел, в этом и была его ошибка! Бог его продолжает любить, а ангел перестал любить Бога, несмотря на то, что Он ему все дал. Все дал, представляете?! Не лишил чего-то, не наказал, не покарал, а дал все и говорит еще дам, но ангел решил, что ему больше не нужна забота Божья — он слишком взрослый, он уже не ребенок, ангел не ребенок! Ангел такой самосовершенный… Поэтому мы должны постоянно иметь этот образ детей Божьих и очень хорошо, когда о нас Господь говорит, что мы Его стадо, да — мы стадо! Мы вместе идем за Ним, а по одиночке, без этого стада и тем более без Пастыря, мы погибнем… Быстро нас хищники скушают. Хищники — это наши грехи. Самый страшный враг для нас — не сатана… Умоляю вас, запомните это раз навсегда: самый главный враг, это сам человек, сам себе… Поэтому Бог пришел, чтобы не читать над нами отчитки — из каждого бесов изгонять особым чином, окроплением Святой водой. Он показал, что Он имеет власть над этими нечистыми духами, когда изгнал их из Гадаринского бесноватого, просто показал Свою власть! А что Он нам дал для нашего спасения? Тело Свое и Кровь Свою, вот в чем секрет, поэтому приступить к Чаше мы можем только, побеждая самих себя, останавливая себя, приструнивая, можно сказать, сажая себя греховного в духовную тюрьму, причем навсегда надо туда посадить себя грешника. И этим самым мы получаем свободу во Христе. Господь говорит оставаться в этой свободе, апостол говорит стоять в этой свободе, не отдавать ее ни за что, она куплена дорогой ценой, ценой Сына Божия, Его Кровью!

Вот так просвещает нас Господь через своих учеников, а может быть кто-то из нас станет таким учеником, который сможет и другим Свет Христов принести, показать, а всего лишь нужно сделать доброе дело, любое!.. И лучше не одно, потому что, когда человек делает доброе дело, оно само приносит ему радость. Если человек несчастен в этой жизни, значит он служит себе самому, а сделать себя самого счастливым у него никогда не получится.

От его счастья зависит счастье других людей, поэтому Господь устроил так, что люди находят кого-то в своей жизни, кому бы подарить себя, принести себя кому-то в жертву — это называется брак. Даже Образ Самого Спасителя по отношению к Церкви в Евангелии обозначается браком, Иоанн Креститель об этом говорил: «Вот Жених, а я лишь только друг Жениха — Ему нужно расти, а мне умаляться!»

И апостол Павел говорит, что глаголет во Христа и в Церковь Его, имея ввиду брак между мужчиной и женщиной. Так же как Господь взял Церковь какую? Святую Церковь, красавицу? Нет, Он взял немощную, избитую, израненную Церковь и каждый член этой Церкви — это несчастное существо, и Он его взял, очистил, отмыл и украсил Своей Любовью. Вот так мы должны относиться друг к другу: брать больное и лечить, брать поломанное и восстанавливать, брать погибшие и спасать. Аминь.

Иерей Виталий Малишевский. Проповедь на вечерне «Святителя Николая чудотворца (ок. 345)». (18.12.2021 сб)

СМОТРЕТЬ ВИДЕО-ВЕРСИЮ ПРОПОВЕДИ

Добавить комментарий