Послание к Евреям святого апостола Павла
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская жизнь мало у кого бывает всегда ровной, чаще же всего нам свойственно впадать в те или иные грехи, а за периодами вдохновенного подвига следуют мучительные периоды охлаждения в вере. От этого можно было бы смутиться, но к счастью для нас, у нас есть апостольские послания, которые утешают и поддерживают в те моменты, в которые хочется опустить руки и сдаться. Один из таких отрывков звучит в православных храмах во время литургии сегодня, он взят из 6-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем его.
Глава 6.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Чаще всего апостольские чтения за литургией не дают нам возможность понять контекст звучащих слов, справедливо это и в отношении нынешнего отрывка: в нём мы услышали отсылку к ранее написанным словам, на это указывает оговорка «хотя и говорим так». Для понимания сути апостольских слов нам стоит обратиться к началу 6-й главы Послания к Евреям, и там мы увидим, что речь шла о людях, которые, став христианами, через какое-то время отвернулись от Христа, в отношении к ним апостол предельно строг, и его слова пугают: «Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4–6). Именно после этих слов Послание к Евреям и высказывает надежду, что адресаты послания вовсе не таковы, что они пребывают «в лучшем состоянии» и «держатся спасения». Однако, здесь возникает вопрос: а по какой причине апостол вынужден был включить в текст своего послания упоминание тех людей, которые отпали от Христа? И как эти слова понимает Церковь?
В древности, тогда, когда христиане были гонимы, находились те люди, которые из-за страха мучений и смерти отрекались от евангельского учения. Когда же гонения ослабевали, то многие из них возвращались в Церковь, и Церковь должна была каким-то образом реагировать на их возвращение. Со временем выработалась общая практика: принимая таких людей через покаяние, Церковь установила запрет на некоторые виды церковного служения для тех, кто когда-либо отрекался от Христа, в частности, никто из них не мог быть рукоположен в священный сан. Этот запрет никуда не делся, Церковь следует ему и сегодня. На первый взгляд может показаться, что церковная практика не соответствует духу и смыслу Послания к Евреям, но в такой же степени ему не соответствуют и дальнейшие слова апостола, которые он написал не только для похвалы своих адресатов, эти слова являются и словами ободрения для не сумевших сохранить верность Христу, и они смягчают собой утверждение о невозможности после отречения от Христа вновь вернуться в Церковь.
Не случайно здесь и упоминание бывших ранее трудов любви, Бог эти труды не забыл и не забудет, о чём и написал апостол, ведь именно таково свойство праведности Божией. Да, человек может по каким-то причинам отвернуться от Христа, да, это тяжёлый грех, да, такой человек никогда не сможет вернуться к своему первоначальному христианскому состоянию, но при этом он, в случае принесения покаяния и исправления жизни, не может быть лишён церковного общения и участия в таинствах.
Впрочем, абсолютное большинство христиан беспокоят грехи иного рода, которые, бывая ужасно неприятными и досадными, не являются прямым отречением от Христа. Конечно, с этими грехами необходимо бороться, но, впадая в них, не стоит отчаиваться, потому что всегда есть выход, и выход этот заключён в милосердии Божием, Бог всегда готов нас принять, если у нас будет таковое желание, а оно, в свою очередь, проистекает из веры, надежды и любви.