ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 13.04.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Чем только ни пытались на протяжении веков люди лечиться! Устанешь перечислять. Нашлось в этом длиннейшем перечне место даже экзотическим средствам. И иногда современникам Христа казалось, что и Он практикует необычные медицинские методы. Давайте послушаем, что расскажет нам на этот счёт отрывок из седьмой главы Евангелия от Марка. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 7.

31Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.

32Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

33Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

34и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись.

35И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

36И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

37И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.

Применение слюны для лечения болезней является, безусловно, народным, наивным, но очень древним медицинским методом. И имеет глубокие исторические корни. Ещё в античной Греции существовали врачи, лечившие пациентов с помощью слюны — человеческой и животной. В прозвучавшем чтении мы тоже слышим, как Христос исцеляет глухого и заикающегося человека при помощи слюны. Спаситель, конечно, не был просто целителем и не практиковал наивные врачебные методы. По сути Христу вообще не нужно было никаких материальных средств, чтобы освободить того или иного человека от болезни. Почему же именно такой способ лечения избирает Спаситель в этот раз?

Христос во время земного служения постоянно проявлял пастырскую мудрость — в хорошем смысле подстраивался под культурные и прочие особенности Своих слушателей. Оказавшись в так называемом Десятиградии — языческих землях за пределами иудейской Палестины — Спаситель понимает, что нужно снизойти до довольно невысокого уровня миропонимания местных жителей. Спаситель воспринимался жителями Десятиградия как странствующий врач.

Господь, на первый взгляд, подтверждает эту репутацию. Он, как полагается врачу, отводит глухого и заикающегося мужчину в сторону. Чтобы никто не мешал, а ещё и не подсмотрел способа лечения. Спаситель помазывает слюной уши и язык больного, а затем произносит загадочное слово «еффафА». Но всё описанное — не более, чем миссионерский заход. Чтобы и сам исцелённый, и остальные жители Десятиградия, увидев, сколько труда потребовалось для чуда, его оценили. Они должны были заинтересоваться и остаться послушать поучения Спасителя. Какие же выводы мы можем сделать из сегодняшнего чтения?

Первый и самый простой состоит в следующем. Здоровье человека находится исключительно в руках Божиих. Наш Творец — это единственный источник нашего душевного и телесного благополучия. Впрочем, данное обстоятельство не означает, что нужно отвергнуть помощь врачей и лечиться молитвой. Вовсе нет. Есть среди святых нашей Церкви, древних и новых, врачи, которые достигли святости благодаря своему благородному служению людям. Христос для исцеления глухого избрал внешние средства. Бог освобождает нас от недугов, как напрямую, так и при помощи докторов, лекарств.

Второй вывод. Жители Десятиградия либо в страхе разбежались, увидев чудо исцеления, либо не придали бы ему значения, если бы Спаситель совершил его просто — без каких-то дополнительных деталей, средств. Язычникам, жившим по соседству с иудейской Палестиной, важно было чувствовать не только духовную, но материальную составляющую любого дела. Людям той культуры, как детям, хотелось всё, так сказать, «пощупать». В том числе — прикоснуться к Божественному.

И Христос данной просьбы не отверг. В отличие от многих Своих соплеменников, презиравших иноверцев и инородцев. Мы видим, как Сын Божий снисходит к немощному миропониманию людей, на простых примерах объясняет им тайны Царства Божия. Так следует поступать и нам. Не задирать нос и не гордиться, а по слову апостола Петра внятно и приветливо давать ответ каждому вопрошающему нас о вере. Чтобы люди, не знающие Христа, через нас и благодаря нам к Нему приходили, а не бежали от Церкви куда подальше из-за нашей нелюдимости и гордости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *