Не нравитсяНравится (+1 баллов, 1 оценок)
Загрузка...

АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ, НА 04.01.2022

Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 310 зач., IV, 1-13.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Евр., 310 зач., IV, 1-13.

Глава 4.

1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5 И еще здесь: «не войдут в покой Мой».

6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,

7 то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».

8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

9 Посему для народа Божия еще остается субботство.

10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Для древнего иудейского богословия тема покоя была одной из ключевых. Обыкновенно под покоем понимали несколько вещей.

Во-первых, покой понимали как состояние Бога, который пребывает в спокойствии и безмятежности, в отличие от человека, обуреваемого различными страстями. С этим состоянием связывали отрывок из рассказа о творении мира, где говорится, что после того, как Господь создал наш мир, он почил в седьмой день от всех Своих дел. Иными словами, божественный покой связывали с субботним днем, почитание которого было визитной карточкой ветхозаветной религии. Наконец, покой ассоциировался с возвращением евреев, сорок лет странствовавших по пустыне после исхода из египетского рабства, они направлялись в Землю Обетованную. В отрывке, который мы только что услышали, апостол Павел употребляет это слово во всех трех значениях.

Он вспоминает о том, что, когда сыны Израиля пришли к границам Земли Обетованной, они послали туда двенадцать разведчиков. Десять из них после своего возвращения были в ужасе. Они рассказывали, какие свирепые племена населяли Палестину и малодушно предлагали отказаться от идеи завоевания. Лишь двое, надеясь на помощь Бога, ободряли народ, и призывали бесстрашно идти вперед. Люди тогда послушали боязливых, а потому покой Обетованной земли оказался для них закрыт. Израиль был вынужден сорок лет бродить по пустыне, до тех пор, пока не вырастет новое поколение, в котором живет крепкая вера в Творца. Лишь тогда евреям удалось завоевать и заселить Палестину.

Однако это не означало, что они достигли покоя. Для того, чтобы показать это, апостол Павел вспоминает царя Давида, который обращается к евреям со словами, смысл которых следующий: «если ожесточите сердца ваши, то не сможете войти в божественный покой». То есть, уже будучи жителями Земли Обетованной, иудеи продолжают слышать призыв Бога, который все еще приглашает их войти в это блаженное состояние. Почитание субботы, по мысли апостола Павла, также не может дать людям истинный покой, как считали иудейские раввины. Для апостола войти в безмятежность Бога возможно лишь через веру в Иисуса Христа. И он призывает своих слушателей сделать это «ныне», то есть, без промедления, прямо сейчас.

Слова Павла обращены и к каждому из нас, ко всем, кто считает себя последователями Христа. Ведь подобно древним евреям, которые думали, что достигли божественного покоя, войдя в Землю Обетованную и почитая субботу, мы также склонны считать, что достигли Бога, просто став участниками Его Церкви. По мысли апостола, этого недостаточно. Поэтому он и говорит о том, что наше сердце не должно быть ожесточено. Напоминает, что Бог «судит помышления и намерения сердечные». И лишь тот, кто проводит свою духовную жизнь, проявляя заботу о сердечной чистоте, может при помощи Божией приобрести благодатное состояние божественного покоя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *