Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
1 Ин., 74 зач., IV, 20 — V, 21.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Не ошибусь, если скажу, что у каждого искреннего христианина бывали ситуации глубокого разочарования, а то и, возможно, даже обиды на Господа Бога — когда в ответ на самые усердные молитвы никакого ответа свыше не следовало.
Отрывок из первого послания апостола Иоанна Богослова — окончание 4-й и вся 5 глава — который звучит сегодня за литургией в православных храмах, помогает нам разобраться, почему так может быть.
Глава 4.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Глава 5.
1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него.
16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети! храните себя от идолов. Аминь.
Давайте сосредоточимся на двух строках из прозвучавшего сейчас отрывка — 14-ой и 15-ой глав — где апостол Иоанн говорит, что верующий в Сына Божия имеет такую силу дерзновения, что Бог слушает его просьбы и исполняет их.
Нетрудно заметить определённую логическую неувязку: с одной стороны, человек в молитве обращается к Богу с определённой просьбой, с другой — апостол утверждает, что предмет этой просьбы уже получен. Зачем же тогда молиться?..
Чтобы выйти из этого затруднения, нам необходимо обратить внимание на дополнение — своего рода условие такой молитвы: «когда просим чего по воле Его, Он слушает нас».
Что такое воля Божия? В ответ чаще всего мы услышим… проекцию самого человека. Если человек авторитарен — скорее всего, он скажет так: Воля Божия — это конкретный приказ, который не подлежит обсуждению. Его надо принять и выполнить беспрекословно. Другой человек, более трепетно относящийся к окружающим людям и их интересам, скажет нечто отличное: воля Божия — это то, что глобально хочет Бог от человека, и эта воля выражена прежде всего в заповедях. А как именно их исполнять — уже право и — воля! — каждого конкретного человека. И здесь возможны разные варианты.
Между человеком и Богом происходит постоянный, непрекращающийся диалог взаимодействия: каждый поступок, каждое слово со стороны человека обязательно встречает тот или иной ответ со стороны Бога — который, как правило, проявляется в самых обыденных обстоятельствах жизни. Что-то явным образом поддерживается, что-то — напротив — притормаживается, а, может, и даже решительно пресекается. Из внимательного наблюдения, насколько общий строй и ритм жизни помогают продвижению к глобальной цели — близости к Богу — вместе с постоянным сопоставлением со словом Писания — и вырабатывается навык исследования, что согласно с волей Божией, а что ей противится.
И вот здесь начинается самое интересное. Чем вдумчивее и тщательнее человек изучает этот вопрос — тем скорее откроет для себя удивительную истину: всё то, что на самом деле необходимо для самого главного в жизни дела — спасения души — у него уже есть! Причём есть не так, как обеспечивает как-бы-всем необходимым какое-нибудь казённое заведение — лишь бы отстали! Всё действительно важное и нужное у нас не только есть, но и регулярно обновляется в соответствии с нашими интересами, приоритетами, желаниями — если только они не оказываются «хотелками» и «капризами». Бог бережно и деликатно, как любящий и нежный Отец, присматривается к нашим желаниям и предпочтениям — чтобы снова и снова подчёркивать, что каждый из нас — совершенно уникальный, самый любимый и самый дорогой для Него человечек! И в том, что Он поддерживает, и в том, от чего Он нас отводит, Он снова и снова помогает нам осознать, что мы есть сами по себе, помогает отбросить случайное, наносное, навязанное — и сфокусироваться на том, что нам органично, естественно, помогает раскрыться во всей полноте именно нашей природе.
Вот какой ответ нам даёт сегодня апостол Иоанн: если не хотим расстраиваться от неисполненных молитв — сначала нам нужно научиться следовать воле Божией, и тогда мы настолько полюбим этот непрекращающийся диалог с нашим Творцом и Спасителем, что невыполнимого ничего уже не будет!