Не нравитсяНравится (+2 баллов, 2 оценок)
Загрузка...

АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ, НА 13.01.2022

Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 326 зач., X, 35 — XI, 7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евр., 326 зач., X, 35 — XI, 7.

Глава 10.

35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;

37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.

Глава 11.

1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2 В ней свидетельствованы древние.

3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Центральное место в этом отрывке Послания к Евреям занимает определение веры. Конечно, понятие веры очень широкое, возможны самые разные ее определения, но именно понимание веры, данное Посланием к Евреям, вошло в Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви святителя Филарета Московского. Благодаря включению святителем Филаретом в катехизис этого определения, оно является фундаментальным для Русской Церкви на протяжении двух последних веков, а потому нам стоит присмотреться к нему внимательнее. Напомню, как звучит это определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Далее в этой же 11-й главе, которую часто называют гимном вере, Послание к Евреям раскрывает суть этого определения через конкретные примеры жизни ветхозаветных праведников Авеля, Еноха и Ноя. Во всех приводимых апостолом примерах вера — это не только «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», и не только уверенность в бытии Божием с верностью Ему, это еще и инструмент познания, об этом сказано так: «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».

Если мы обратим внимание на самих себя и на наше общество, то увидим очень грустную картину: мы все погрязли в рационалистическом взгляде на окружающий нас мир. По-настоящему мы верим лишь в то, что можно измерить, посчитать и взвесить. А всё остальное остается за скобками, оно опционально, и в жизни абсолютного большинства не играет какой бы ни было существенной роли. Можно, конечно, посетовать на нашу печальную современность, но дело в том, что так было всегда. Всегда живая и действенная вера, вера как инструмент познания, — это удел очень немногих, достаточно вспомнить Ноя из приведенного Посланием к Евреям перечня героев веры, Ной, как мы все прекрасно знаем, вообще оказался один среди всех живших в его время людей, только он смог использовать веру как инструмент познания, в конечном итоге Ной пережил потоп, тогда как остальное человечество погибло. Бог в Своем завете с Ноем обещал, что потоп не повторится, и что ничего подобного больше не будет, Бог позволяет нам жить вовсе без веры, но это не делает пример Ноя менее актуальным, ведь вера нужна не столько для благополучной и длительной жизни на земле, сколько для блаженной вечности, для встречи с Грядущим Спасителем мира Христом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *