АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 20.02.2022

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.

Глава 6.

12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отношение к телесности в древнем мире было своеобразным. В греческой философии под влиянием идей Платона сформировался взгляд на человеческое тело как на темницу души. Бытовала даже такая поговорка soma — sema, то есть, тело — могила. Цель человеческой жизни, по мнению древних философов, заключалась в том, чтобы в итоге избавиться от материальных оков и вернуться в мир духовный. На практике подобные воззрения приводили к двум крайностям. С одной стороны, они порождали суровую аскезу. Человек должен научиться пренебрегать физическими инстинктами и желаниями, ему следует подавлять в себе любые телесные потребности, которые, как считалось, являются источником скверны. С другой стороны, подобное пренебрежение телесностью приводило к нравственной разнузданности. Ведь если тело не представляет никакой ценности, с ним можно делать всё, что заблагорассудится. Можно удовлетворять все его желания и низменные инстинкты. Вероятно, именно вторая точка зрения получила распространение среди христиан города Коринф. Ситуация усложнялась тем, что проповедники подобных взглядов ссылались на учение апостола Павла о христианской свободе. Получалось, что если христианин свободен, то он может делать со своим телом всё, что ему заблагорассудится. В результате некоторые впадали в плотские грехи, блуд и прелюбодейство. Вот на эти воззрения и отвечает сегодня апостол Павел.

Его мысль предельна понятна. В каждом христианине живёт Дух Божий, а потому священна не только наша душа, но и наше тело. И Христос воплотился, стал человеком, чтобы спасти всё человеческое существо, в том числе и саму нашу материальность. Потому не только наши души, но и наши тела принадлежат Богу, Которому мы должны вернуть их в чистоте и непорочности. Не только наши души, но и наши тела куплены дорогой ценой, кровью Спасителя. Следовательно, употреблять их необходимо не для удовлетворения своих низменных желаний, а во славу Творца. Лишь в этом случае мы сможем быть едины со Христом. Если же человек легкомысленно пренебрегает целомудрием, он соединяется не с Богом, а становится единым целым с блудницей и таким образом обрекает себя на гибель.

Исходя из этого апостол формулирует важный принцип христианской свободы. Конечно, я могу делать всё, что угодно. Но не всё, что я делаю, мне полезно. Есть вещи, которые могут поработить меня и в итоге разрушить, поставить вне Бога, увлечь в небытие. А потому подлинная свобода во Христе — это не вседозволенность в поведении. Это в первую очередь свобода от страстей, которые порой тащат нас, как на аркане, разрушая нашу душу и наше тело. Своей жертвой Господь сделал нас Своими детьми, дал силы перестать быть рабами сиюминутным влечениям, сообщил способность контролировать инстинктивные желания своей природы. Научил, по сути, быть хозяевами собственной жизни, полнота которой открывается лишь в духовном, душевном и телесном единстве с Богом.

Добавить комментарий