Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 263 зач., I, 6-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
1 Сол., 263 зач., I, 6-10.
Глава 1.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с похвалы. Апостол Павел хвалит христиан города Фессалоники за то, что они подражают ему и не пасуют ни перед какими опасностями. В этом они стали похожи не только на Павла, но и на Самого Спасителя. В чем именно заключается это подражание? В том что их слово распространилось по двум крупнейшим областям древнего мира, по всей Македонии и Ахаии, то есть, по всей Греции. Выражение, которое использовал апостол Павел, можно перевести как «ваше слово прогрохотало, словно раскаты грома» и стало свидетелем вашей пламенной веры. Такая открытость первых христиан не может не поражать. Ведь забота о собственной безопасности в мире, где христианство было вне закона, требовала от них вести ничем не примечательный образ жизни. В противном случае их ждали гонения и всякого рода злоключения ради Христа. И фессалоникийцы выбирают именно второе. Они не стыдятся показывать, Чьи они ученики и Кому служат. Несмотря на то, что подобный выбор они делают «при многих скорбях», они наполнены радостью. Объясняя, как можно радоваться в скорби, апостол добавляет: «с радостью Духа Святаго». Иными словами, страдая телесно ради Христа, они получали утешение от Святого Духа, Который их вдохновлял и давал надежду на будущее утешение. В чем именно состояла эта надежда и утешение, апостол говорит в конце отрывка. Он учит о втором пришествии Сына Божия. Дух Святой давал верным ученикам Спасителя, которые находились ради своего Учителя в скорбях, внутреннюю уверенность в том, что Господь действительно воскрес, ежедневно заботится о них и вскоре вернется, чтобы даровать им Спасение и радость полноценного общения с Собой.
Итак, в этом кратком отрывке мы видим нечто вроде формулы и модели подлинно христианской жизни, а также указание на тот источник, которым живет верующий в Бога. Тот, кто свидетельствует о Христе, перенося ради Него многочисленные скорби, получает за это утешение от Святого Духа. Оно заключается в том, что в сердце человека поселяется благодатный опыт второго пришествия Спасителя. Будучи в стесненных обстоятельствах, он словно постоянно предвосхищает радостную встречу, которая во всей полноте состоится в конце человеческой истории, когда Господь вернется для того, что принести для всех, кто Его искренне ждал, Свое Небесное Царство.