Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 220 зач., II, 4-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Еф., 220 зач., II, 4-10.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены,
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В современной церковной жизни есть проблема, с которой сталкиваются абсолютно все священнослужители. Проблема эта состоит в том, что многие христиане не очень любят посещать вечерние службы, которые совершаются накануне воскресных дней. Конечно, за этим нежеланием зачастую может скрываться невозможность, ведь все работают или учатся, все устали, всем хочется хотя бы один день провести дома со своей семьей и ни на что иное не тратить то совсем небольшое свободное время, которое так редко выпадает в нашей жизни. Но есть и другая сторона вопроса: непонимание. Если спросить наших верующих, в чем смысл посещения вечерних богослужений, то мало кто способен дать четкий, правильный и исчерпывающий ответ. А если нет понимания, то нет и стремления преодолевать неизбежные препятствия.
Апостол Павел в этом отрывке Послания к Ефесянам дает ответ в том числе и на вопрос о смысле вечерних богослужений, совершаемых накануне воскресений. Эти службы полностью состоят из прославления Христа Воскресшего, а также из поэтических богословских комментариев, которые посвящены размышлениям о самом Воскресении и о его следствиях для каждого из нас. Именно о следствиях пишет апостол Павел: «Бог […] и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, […] и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе. […] Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
С одной стороны, спасение каждого уже совершено Христом, с другой — все мы призваны к тому, чтобы его достигнуть. А для этого надо очень хорошо понимать, в какую сторону двигаться, что конкретно необходимо делать, и каким образом устроено усвоение человеком уже совершенного Христом.
Если говорить предельно грубо, то можно привести такую аналогию. Есть спроектированный и собранный автомобиль, можно прийти в салон и его приобрести. Нет никакой нашей заслуги в том, что этот автомобиль был сделан. Он существует вне зависимости от нас. Но у нас есть возможность сделать его своим. Правда, его не отдадут просто так, лишь в силу нашего появления в автосалоне и желания им обладать. Для того, чтобы уехать на нем домой, необходимо довольно много потрудиться. А для такого труда нужна мотивация. В случае с автомобилями мотивация у каждого своя, но большую роль в ее создании и поддержании играет реклама, от которой почти невозможно скрыться, она, как мы знаем, весьма навязчива.
Если же вернуться к разговору о спасении, то здесь всё значительно сложнее, рекламы не видно, да и какой она может быть? Здесь для создания мотивации используются совсем иные инструменты, первейший из которых — молитвенное размышление о событиях Христова Воскресения, об изменениях, которые оно принесло, и о том, что дает человеку вхождение в Христово Царство жизни вечной, то есть, погружение своего ума именно в те богослужебные тексты, которые звучат в наших храмах накануне воскресных дней.