БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА НА 02.04.2024

Библейские чтения

Книга пророка Исайи, Глава 9, стихи 9-21, Глава 10, стихи 1-4

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Во время памятных пожаров 2010 года мы с братом вместе с командой добровольцев помогали пожарным тушить низовой пожар. То там, то здесь в хвойной подстилке возникал огонь, который мы должны были плотно присыпать песком. Однако в какой-то момент вдалеке показался верховой пожар и нам пришлось убегать, потому что по верхушкам сосен он распространялся очень быстро и с ним справиться мы уже не могли. Кажется, что эта история слишком бытовая, но именно о ней я вспомнил, читая отрывок из 9-й и 10-й глав книги пророка Исаии, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 9.

09чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят:

10кирпичи пали — построим из тесаного камня; сикоморы вырублены — заменим их кедрами.

11И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:

12Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

13Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.

14И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день:

15старец и знатный,- это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.

16И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.

17Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

18Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

19Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.

20И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:

21Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию, оба вместе — Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Глава 10.

01Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,

02чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.

03И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?

04Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Текст, который мы сейчас услышали, — часть пророчества Исаии о том, что произойдёт с иудеями, которые дерзко и самонадеянно хвалятся тем, что испытания, попущенные Богом, они преодолеют легко. Более того, они не исправляются не только после лишений, но и после нападения врагов. Они не просто ленятся молиться или жить по заповедям, Бог оказывается исторгнут из глубины их жизни, ведь даже в минуты действительно ужасных испытаний — они не обращаются к Нему. Люди пойдут за своими вождями, которые заблудились сами и вводят в заблуждение других… Они поддержат неправду и это не позволит Богу их спасти. Причём выбор греха скажется на всей их жизни в том смысле, что вся она заражается пороком. Пророк пишет об этом, используя образ пожара, он говорит: «ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма». Образ этот очень верный, потому что показывает, как порок захватывает человека, как он пожирает одну за другой сферы его деятельности, как проникает в привычки и мнения, поражая всю его жизнь. Начав с частных грехов, люди начинают грешить публично, создают греховные законы, не считаются с чужой слабостью и немощью. Когда грех доведён до такого состояния, бороться с ним становится практически невозможно.

И именно поэтому так важно побеждать грех в зародыше, бороться с ним, пока он не разгорелся и не захватил жизнь окончательно. А для этого надо сохранять верность Богу не только в трудные минуты, но быть с Ним даже тогда, когда очевидных проблем не заметно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *