ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 10.03.2024

Евангелие дня

Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 31-46

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Бог, как мы знаем, всемогущ и всесилен, Он благ и милосерден, Он способен помочь человеку бесконечным количеством способов, Он может воздействовать на стихию и спасать тогда, когда спасение невозможно в силу совокупности естественных природных причин, так Бог поступил во время бури на Галилейском озере, так Бог спас апостола Павла во время кораблекрушения, так Бог действовал и по отношению ко множеству других людей. Но означает ли всемогущество и благость Божии, что мы имеем право устраниться от того, чтобы стать проводниками силы Божией для других людей? Евангелие даёт однозначный ответ: нет, такого права у нас нет. Этот евангельский ответ мы можем услышать в том отрывке 25-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 25.

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В только что прозвучавшем евангельском отрывке нет даже намёка на какие-либо возвышенные богословские истины, этот отрывок предельно практичен: он связывает благополучную вечность не с теологическими рассуждениями, какими бы правильными и одухотворёнными они ни были, а с помощью другим людям. Само по себе появление этих слов Христа свидетельствует о наличии некоторого закона созданного Богом мира, того закона, о котором мы не сможем прочитать ни в учебниках физики, ни в сборнике законодательных актов какого-либо из существующих или же существовавших государств. Этот закон относится к области духовной жизни человека и говорит о том, что сделать свою душу способной войти в Христово Царство можно только на пути бескорыстного служения другим людям, причём тем из них, кто не способен как-либо нас отблагодарить, тем, кто неприятен, кто капризен и опасен. Как правило, мы с радостью готовы служить своим детям или же родителям, но Христос ставит ни во что такое служение, потому что оно по своей сути равно служению себе самому, и потому в таком служении нет никакого подвига и нет проявления той любви, к которой призывает нас Спаситель. Любовь — это когда человек выходит за пределы своей плотской ограниченности и начинает делать добрые дела тем, кто совершенно иной, с кем мы меньше всего хотели бы общаться, и на какого мы в своём обычном состоянии предпочитаем не обращать внимания.

Безусловно Бог способен помочь этим людям и без нас. Христос никогда не утверждал обратного, но Он утверждал другое: эти люди с их болью и отверженностью нужны нам, без них мы не сможем приблизиться ко Христу, не сумеем стать Христовыми, и совершенно не случайно Спаситель уподобил Себя Самого именно этим людям, а не тем, кто сыт, приятен, ароматен и благополучен. Христос, будучи Богом, никак не зависит от человека, не мы Ему, а Он нам даёт бытие, «мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Уподобление Спасителем Себя нуждающимся в помощи говорит, среди прочего, и о том, что мы в этих людях нуждаемся значительно больше, чем они в нас, и как невозможно спасение души без Бога, так невозможно оно и без голодных, бездомных, замерзающих, больных и находящихся под стражей. Дай нам всем Бог уловить эту мысль нашего Спасителя и через служение другим обрести своё место в Христовом Царстве!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *