ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 12.03.2024

Евангелие дня

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42, 45-71; Глава 23, стихи 1

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В христианской древности, тогда, когда христиане жили, постоянно помня и думая о Христе, в общество довольно часто возникали конфликты, основой которых было различное понимание тех или иных евангельских строк. Церковь вынуждена была реагировать на эти споры, и через это постепенно развивалось и уточнялось христианское догматическое учение. Одна из дискуссий древности была посвящена тому, сколько воль было у Христа. Была ли у Него одна воля? Или же у Него одновременно были две воли — божественная и человеческая? Основой для этой дискуссии стал отрывок из Гефсиманской молитвы Спасителя. Эта молитва звучит в православных храмах и сегодня в рамках евангельского чтения литургии, состоящего из фрагментов 22-й и 23-й глав Евангелия от Луки.

Глава 22.

39И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

45Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

46и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

61Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62И, выйдя вон, горько заплакал.

63Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65И много иных хулений произносили против Него.

66И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

Глава 23.

01И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

Только что прозвучавший евангельский отрывок начинался с описания Гефсиманской молитвы Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель знал, что в скором времени Ему придётся пройти через Страдания и Смерть, а потому Он нуждался в молитвенном утешении, ради этого Господь ушёл со Своими учениками в уединённое место и там молился. Все евангелисты сохранили слова этой молитвы, у апостола и евангелиста Луки она звучит так: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

К этим словам возникает масса вопросов, самый важный из которых можно сформулировать так: о какой такой Своей воле сказал Христос, если, по Его же собственным словам, Он «и Отец — одно» (Ин. 10:30)? И как можно допустить, что внутри Святой Троицы есть различные воли?

Ответу на этот вопрос посвящены целые библиотеки, более того, различия в ответах привели к церковному расколу, который до сих пор даёт о себе знать. Впрочем, мы не станем сейчас углубляться ни в церковную историю, ни в догматическое богословие, мы сосредоточимся лишь на самом евангельском тексте и попытаемся сделать из него те же самые выводы, которые сделала Церковь.

Для этого нам стоит вспомнить, что Христос и Бог, и Человек. В полном и совершенном смысле Бог и в таком же смысле Он человек. Сложно подобрать какую-либо аналогию такого соединения, ведь оно абсолютно уникально, но вместе с этим можно вспомнить, что любой человек одновременно существует в нескольких, так сказать, ипостасях. К примеру, мы одновременно и дети по отношению к нашим родителям, и родители по отношению к детям, ну а не имеющие детей монахи в один и тот же момент должны ощущать себя в полной мере живыми и вместе с этим уже умершими. Однако стоит повторить ещё раз: эти аналогии очень отдалённые и весьма приблизительные, они не способны описать то, как мыслил и чувствовал Воплощённый Бог, они нужны лишь для того, чтобы показать сложность попыток рационального анализа следствий соединения в одной Личности Бога и Человека.

Не менее сложно отделить действия Христа как Бога от Его же действий как Человека. То же самое можно сказать и про Его слова. Но в отношении Гефсиманской молитвы сделать это, всё же, возможно. Для этого нам стоит вспомнить о существовании двух воль: воли божественной и воли человеческой. В случае обычного человека эти две воли после грехопадения пребывают в борьбе друг с другом, в случае Христа никакого конфликта не было, однако было нежелание физического естества подвергаться мукам и смерти, именно это нежелание и нашло своё отражение в Гефсиманской молитве Спасителя, это же нежелание влекло за собой и человеческую волю Христа. Спаситель сумел победить в этой напряжённой внутренней борьбе, и тем самым Он показал, что любой человек может одержать такую же победу, любой человек способен подчиниться воле Божией о себе самом, и через это соединиться с Богом в вечности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *