Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33
27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Толкование дня
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Слушая это чтение, неизбежно возникает вопрос: ну что стоило Спасителю прямо сказать — власть у Меня — от Небесного Отца, Которого вы называете вашим Богом? Зачем надо было устраивать такое соревнование в риторике?
Интересно, а что именно скрывается за самим этим вопросом: «кто дал Тебе власть так поступать»? Другими словами, покажите, пожалуйста, ваш сертификат — на каком основании вы действуете? Можно ещё больше обострить скрытый вопрос, обращённый к Иисусу: докажи, что Ты — не самозванец!
Казалось бы, ничего не стоило Иисусу привести доказательства Своего Небесного посланничества. Однако Он принципиально отказывается это делать. Это прозвучит странно, но для Него не то важно, откуда Он Сам — в этом-то у Него сомнений нет — а то, Кто Он для них, стоящих сейчас прямо перед Ним и допрашивающих о Его легитимности.
Что это значит? Фактически — радикальную смену координат. Отказ от любого внешнего, «нависающего», авторитета. Религиозной элите иудейства предлагается самой выступить в качестве «истины последней инстанции» — и тут же проверить свою дееспособность на простом примере Иоанна Крестителя. Но — вот же незадача! — проверку не прошла. «Инстанция» оказалась профнепригодной, запутавшись в трёх соснах своих же умозаключений и взаимоисключающих желаний.
Заметим: в Евангелии мы неоднократно встретим, как Иисус Сам обращается с вопросом к ученикам и последователям: а Я-то для вас — Кто? Он специально постоянно держит их в неопределённости, потому что для Него крайне важно, чтобы у апостолов вызрел ответ, не опирающийся на внешние авторитеты ответ, а собственный, искренний, из глубины — быть может, даже вопреки привычной логике и традиции. Христианство не просто так называют «самой взрослой религией» — именно здесь ставится на высокий пьедестал способность человека самостоятельно принимать решения и нести полную ответственность за них.
Я очень хорошо помню, как покойный отец Кирилл Павлов отвечал, когда его пытались вынудить к однозначному ответу: вот так поступать — или вот так? Он всегда спрашивал: а ты сам-то как думаешь? Что твое сердце подсказывает? К чему ты склоняешься? Нередко такой ответ прозорливого старца вводил чадо в ступор: а что, можно? Неужели я сам что-то могу определять — и это не будет греховным и ошибочным? Школа «взросления» у отца Кирилла, скажем прямо, была на очень большой высоте!
И всем нам, дорогие радиослушатели, тоже хочется пожелать учиться вслушиваться в те отголоски Божественной воли, которые появляются у каждого, если только мы честно стараемся следовать путём заповедей Христовых!