Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48
45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
В литературе существует такое понятие, как «красная нить». Оно обозначает сквозную для всего сюжета идею. Впервые образ красной нити был использован немецким писателем Иоганном Гёте в романе «Избирательное сродство». Цитата: «в английском морском ведомстве существует такое правило: все снасти королевского флота, от самого толстого каната до тончайшей веревки, сучатся так, чтобы через них, во всю длину, проходила красная нить, которую нельзя выдернуть иначе, как распустив всё остальное, и даже по самому маленькому обрывку веревки можно узнать, что она принадлежит английской короне».
У евангельского повествования апостола Луки тоже есть своя красная нить. Это образ Иерусалимского храма. В храме начинается для Луки новозаветная история. Именно здесь ангел является священнику Захарии и говорит ему о рождении пророка Иоанна Крестителя. Под сводами храма происходит событие Сретения, когда старец Симеон (символ Ветхого Завета) благословляет Богомладенца Христа. В Иерусалимском святилище отрок Иисус удивляет учителей Израиля Своей мудростью. Проповедуя, Христос регулярно посещает храм.
И вот, наконец, после торжественного входа в Иерусалим Он вновь оказывается в доме Отца Своего. Здесь мы видим Господа Иисуса разгневанным. Он изгоняет с территории храма торговцев и менял. При этом Спаситель произносит соединённые вместе пророчества Исайи и Иеремии. Сначала Он цитирует пророка Исаию: «дом Мой назовется домом молитвы для всех народов». Потом пророка Иеремию: «Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Моё?»
Что же так возмущает Христа? Неужели сам факт торговли на территории храма? Почему же тогда, все эти годы посещая Иерусалим, Спаситель молчал? Изгоняя торговцев, Христос тем самым ставит диагноз религиозности соплеменников. Он указывает на обиднейшую подмену, произошедшую в сердцах людей. Иисус Христос напоминает собравшимся в храме израильтянам, что их религиозные представления, их бесконечные жертвы, их дорогостоящий и сложный внешний культ без внутреннего обновления критиковался еще древними великими пророками.
Но, похоже, мало что поменялось с тех пор. Да и Христу удалось далеко не всех убедить в бессмысленности ритуальных жертв, религиозных обрядов и действий, не имеющих под собой живой веры. Спасителя, изгоняющего торговцев, возмущает не сам факт продажи чего-то на территории храма, а по факту языческое магическое сознание тех, кто считал себя истинными богопочитателями.
Действия Христа служат нам горьким напоминанием о нас самих. Слушая сегодняшнее Евангелие, мы призваны задуматься над тем, а зачем мы сами приходим на богослужение? Чем являются для нас поминальные записки, свечи, иконы, покупаемые за свечным ящиком? Если всё перечисленное является средством выражения веры, формой нашего личного участия в общей молитве, мы поступаем верно. Если же речь идёт о поиске способов задобрить Бога, воспользовавшись проверенным способом исполнения желаний, то мы ничем не отличаемся от современников Христа. Ведь они были убеждены — щепетильное исполнение правил закона гарантированно принесёт им благополучие на земле и светлую участь за гробом.
Спаситель через сегодняшнее чтение призывает нас к верному расставлению приоритетов. Церковь веками сохраняла традиции, формировала богослужение. Но это не значит, что литургическая форма работает сама по себе. Без личного вклада веры никакой обряд не может быть спасительным, никакое таинство не принесёт благого результата. Апостол Лука говорит, что, изгнав торгующих из храма, Христос начинает ежедневно там учить. Это неслучайное указание. Приходя на службу, мы призваны помнить, что приходим туда для молитвенного общения с Богом, для ведения диалога с Ним. Диалог предполагает двустороннее общение. Говоря что-то сами, мы должны и слушать другую сторону. Только молитвенное общение с Господом и может сделать нас истинными участниками богослужения. Теми, кто остался со Христом в храме, а не теми, кто был Им оттуда изгнан.