Не нравитсяНравится (+2 баллов, 2 оценок)
Загрузка...

ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ, НА 18.11.2021

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54; Глава 12, стихи 1
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54; Глава 12, стихи 1

47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,

50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

51от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Евангелие от Луки, Глава 12

01 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Толкование дня

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы слышим продолжение обличительной речи Христа Спасителя, адресованной иудейским духовным лидерам. И моё внимание приковывает фраза про «ключ разумения» — который фарисеи присвоили — и сами не пользуются, и другим не дают.

Что же это за таинственный «ключ»? И как можно его взять — и заблокировать доступ другим?

Человеческое сознание по своей природе мифологично. Наш мозг терпеть не может неопределённости и непредсказуемости — и поэтому постоянно работает над созданием нашего, авторского мифа, который бы нам самим всё разъяснил и расставил по полочками — чтобы он, наконец, отдохнул и успокоился. Можно даже так сказать: у каждого — своя мифологема. Но когда приходит Божественное Откровение — оно радикально отличается от наших мифов-самоделок: оно потому и Божественное, что не «самосозданное» человеческим сознанием, потому и «Откровение» — что даётся в виде полноты, завершённости, которая не требует постоянных «обновлений» и «заплаток», как наши авторские мифологемы.

Но у Откровения есть одна очень важная особенность — которая, к слову, вполне относится и к архаическим мифам. Откровение — это не просто какой-то объем информации, заключенный в текстах Священных Книг. Его нельзя, словно файлы из флешки, «загрузить» в мозг и на этом поставить точку. Сама по себе информация, какой бы важной она ни была, ещё ничего не решает — так же, как и самый гениальный курс гимнастики сам по себе не сделает стройнее того, у кого он лежит на книжной полке. Но с Откровением ещё всё интереснее: оно открывается, только когда человек начинает им жить, проникается его духом, его обещаниями, начинает исполнять заповеди и служить Богу всеми сторонами своей жизни. Пока оно остаётся лишь формальным знанием — даже о самых высоких и духовных предметах — оно, с позволения сказать, «не работает» — также, как «не работает» партитура в руках не владеющего нотной грамотой — как бы сильно он ни махал руками и сколько бы потов он ни проливал.

Если продолжить этот образ, мы увидим, что духовные лидеры иудеев не только сами не разучили Божественную партитуру, но и запретили другим в неё заглядывать. В целом вполне стабильная ситуация: оркестр извлекает какие-то звуки, пусть и не особо приятные, но все смотрят на дирижёра, который уверенно за пультом машет палочкой — наверное, так и надо, не нам же определять, что есть правильно и неправильно, на это и поставлен над нами дирижёр! Саму мысль о том, что этот дирижёр — неуч и самозванец, артисты и в страшном сне не могут допустить — ведь тогда вся их деятельность превращается в театр абсурда!

Представьте себе, что вдруг среди этой управляемой дирижёром какофонии появляется настоящий музыкант и начинает громко петь — невероятно красиво, гармонично, завораживающе. Сердца артистов замирают. Некоторые перестают играть вообще, чтобы получше расслышать новые дивные звуки и не заглушать их своей игрой. А дирижёр ещё больше злится, он начинает требовать от музыкантов продолжать играть также, как они это делали и раньше.

Певец — это и есть Христос, Сама Мелодия Божественного Откровения. Фактом Своего присутствия Он постоянно обличал фальшивую игру оркестра и подлость духовных дирижёров, которые выдавали народу своё лицемерие за чистейшую истину.

Как же важно и нам, зная эти духовные ловушки, почаще спрашивать себя: а звучит ли в нашей жизни музыка Духа, или мы только перелистываем страницы со странными значками?…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *