Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из множества сквозных мыслей Священного Писания состоит в том, что Бог оценивает человека вовсе не так, как это делают люди, а потому истинное величие принадлежит не тем, перед кем преклоняются современники, а Божиим избранникам, которые во время своей земной жизни могли быть мало кому известны. Об этом мы можем прочитать, к примеру, в Первой книге Царств: «Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). О том же самом мы можем услышать и в отрывке из 16-й и 17-й глав Евангелия от Луки, которые звучат сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 17.01Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
02лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
03Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
04и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.
Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Луки затронул сразу несколько важных тем, и первой из них была тема ценности наших суждений о других людях и о себе самих. С одной стороны, многочисленные примеры Священного Писания и житий святых подсказывают нам, что не стоит стремиться к тому, к чему стремится живущий в удалении от Бога мир, с другой же стороны мы не можем не быть чадами своего времени и своего народа, мы не можем просто взять и отвергнуть все социальные нормы и условности, не можем не стремиться к тому, к чему стремятся наши современники. Можно было бы, конечно, оставить всякие попытки борьбы и положиться на милость Божию, но Евангелие предлагает нам иной путь.
Во-первых, Спаситель указал на человеческую неспособность сделать что-либо доброе своими силами, в Евангелии от Иоанна эта мысль выражена в таких словах: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Из этого следует, что мы, если хотим для себя блага, должны жить в молитвенном единении со Христом.
Кроме того, и Священное Писание, и традиция Церкви совершенно неслучайно постоянно напоминают нам о бывших прежде проявлениях силы Божией в нашем мире, Писание указывает на победу слабых над сильными при содействии Бога, к примеру, так, как это было в истории Давида и Голиафа, или же в истории израильского исхода из Египта, а традиция Церкви призывает нас ежедневно размышлять над подвигом святых, пристально всматриваться в их жизнь и пытаться находить в житиях вдохновение и пример для себя.
В совокупности же молитва и назидательные примеры способны помочь нам несколько иначе взглянуть на окружающую нас реальность, и на то, какими принципами и устремлениями живёт мир. Конечно, стоит помнить, что Христос нигде и никогда не говорил, что земная жизнь — зло от начала и до конца, нет, злом её делаем мы тогда, когда забываем о базовых заповедях Божиих, когда начинаем устремляться к величию человеческому, а не к тому, что назвал благом Бог. Если же по мере сил пытаться поступать иначе, то и мир вокруг нас преобразиться к лучшую сторону, он станет больше похож на изначально задуманный Богом.